Олег Силявский. 2017г.
Консультирование начинает цениться в нашем обществе. Всё больше людей прибегают к услугам консультантов, консалтинг становится неотъемлемой частью жизни и бизнеса. Когда я начинал свою практику (1993-95 год), на консультантов всех мастей смотрели как на некую бесполезную диковину, как на касту ненормальных, продающих воздух за большие деньги. Сейчас мало кто из просвещённых людей или сильных организаций не пользуется услугами консультантов. И всё же, культура консультирования у нас ещё только складывается. Клиент далеко не всегда понимает к какому специалисту и зачем ему следует обращаться. Да и сами консалтеры не всегда доподлинно понимают своё место и роль в жизни клиента (человека или организации).
Лет пять назад я разработал концептуальную модель, которая позволила мне самому разобраться в этом вопросе. Но представить её другим всерьёз не удалось. На одной конференции по персоналу я её заявил, но не уверен, что кто-то всерьёз обратил на это внимание. А мне кажется, что модель интересная, позволяет лучше и самим консультантам, и их клиентам определять суть и характер консультационных услуг, которые они оказывают или получают. Я называю её «Пять позиций консультанта».
Итак. По моему представлению, консультирование может осуществляться в одной из пяти позиций. Каждая позиция имеет определённое положение в пространстве опыта человека и соответствующую этому местоположению философию-методологию-технику. Пространство опыта определяется протяжённостью между такими понятиями как внешний мир – внутренний мир, процесс – результат и субъективное – объективное. В научном смысле это пространство между естественно-научной парадигмой и гуманитарной. Так же важным фактором является параметр власти/ответственности. Исходя из этих параметров, и выбирается позиция консультанта, а так же его образ действий. Так уж получилось, что я, волей судьбы )) побывал в каждой из позиций и знаю изнутри как это работает. Чтобы было понятнее, я нарисовал схему (см.картинку).
Внутреннее, процессуальное, субъективное.
Специалист, работающий с внутренним миром – психотерапевт (гуманистического направления). Его работа процессуальная и субъективная. Он следует за внутренним процессом клиента. Иногда даже не интересуясь, имеет ли этот процесс какую-либо связь с объективной реальностью клиента. Точнее, реальностью считается то, что разворачивается на терапевтической сессии в кабинете у терапевта. Как ни странно это может показаться для непосвящённого клиента, но это работает. Изменения во внутреннем мире, изменение субъективности клиента, приводят к изменению его повседневной реальности (объективности) данного человека: обстоятельств его жизни, окружения, бизнеса и т.д. Причём происходит это, иногда неким «волшебным» образом, даже без видимой связи между внутренними изменениями клиента и его внешним миром. Например, одна моя клиентка в процессе терапевтической сессии преодолела предубеждение в её отношении к мужу, который по её словам не очень её любил и баловал. Каково же было её удивление, когда она, придя домой, лишь позвонила в дверь, а муж вышел к ней навстречу, поднял её на руки, стал говорить о любви и делать прочие вещи, которых никогда раньше не делал. Она даже не успела слово сказать! Другая получила смс от мужа прямо на сессии. В нём были те слова, которых она ждала 17 лет. А произошло это сразу же после того, как она осуществила внутренний акт по признанию своего мужчины. В большинстве случаев, конечно, изменения менее фееричные и требуют много большего времени, но принцип остаётся тем же. Меняется внутреннее – меняется внешнее.
Внутреннее объективированное, процесс «некст-стоп».
Тренер-психолог, психолог-консультант как бы объективирует психику человека. Он фиксирует внутренний субъективный процесс клиента в более объективные конструкты. Например, привычки, или навыки, или черты характера. С этими субъективно-объективными явлениями он и работает. Формирует новые более эффективные привычки, помогает создать полезные навыки, изменить черты характера или поведение. Для многих клиентов именно это является ответом на их проблему, решением некой жизненной задачи. Иногда классические психотерапевты не понимают, почему клиенты так любят эту популярную и неглубокую (с их точки зрения) психологию. А дело-то в том, что многим клиентам большего и не надо. Им не надо глубже! Например, продавцу в бутике достаточно научиться, не лезть на клиента с вопросом: «Как я могу вам помочь?», а использовать психологическую модель «Контакт-присоединение-ведение», и его эффективность значительно увеличится. Женщине стоит избавиться от дурной привычки ожидания-требования и научиться по-настоящему просить что-то у своего мужчины, и её любовные отношения преобразятся. Изменения наступят именно в той области, где клиент и хотел, без самокопания и заглубления в дебри внутреннего мира. Эта работа ещё с внутренним процессом, но проходит в стиле «некст-стоп».
Теперь посмотрим на другой конец протяжённости и на консультантов-антиподов предыдущим профи.
Внешнее, объективное, результат.
На другом краю протяжённости находится эксперт, другое название – ментор. Это специалист, который даёт чёткие и объективированные указания по решению проблем и задач. Он требует от клиента их неукоснительного соблюдения и бывает, что полностью отвечает за результат, в том числе и своим гонораром. Процессуальщикам-гуманистам бывает очень трудно понять этот подход, к тому же у многих из них есть проблемы с переживанием власти. Так было и со мной, когда я, будучи обучен в процессуальной модели, в психотерапии начал свою карьеру в бизнесе. Начинал я, как и многие психологи, с HR-консалтинга. И вот мои первые столкновения с экспертностью: я прекрасно вижу всю «внутренность» некоего человека, но дальше от меня требуется решение. Я рассказываю клиенту, что его сотрудник такой или эдакий, а клиент меня спрашивает: «Так мне его увольнять или не увольнять?» Ломка была страшная! Но потом я освоился и научился использовать экспертную власть. И нести ответственность за результат. Я понял следующее: человек не может быть экспертом-по-всему даже в рамках одной, своей собственной жизни. И в тех местах, где он не хочет приобретать экспертность сам, он просто обязан воспользоваться услугами эксперта, ментора. Конечно, можно научиться менять сифон под раковиной, это не так уж и сложно, но лучше вызвать сантехника. Особенно если эта задача разовая и больше мы к ней долго не вернёмся. Даже и во внутреннем мире человека такие задачи имеются. (К экспертам внутреннего мира относятся, например, психиатры и психотерапевты медицинской модели или, скажем, астрологи). Человеку нужен такой гуру, чтобы дал чёткую и ясную инструкцию как жить. Или таблетку. Это не будет для клиента, как полагают некоторые, «потерей ответственности», а наоборот, творческим и эффективным использованием внешнего ресурса.
Внешнее, объективно-процессуальное. Работа на результат.
Следующий от края экспертности специалист – это процессуальный консультант. Другое название – методолог. Он близок к эксперту по своему объективному пониманию ситуации, но добавляет в свою работу больше процессуальности-субъективности. Если эксперт настаивает: делайте, то, что я вам говорю, то методолог предлагает некий отлаженный процесс, который должен привести клиента к созданию нового объективного результата. Так я поступал, когда освоил навыки управленческого консультирования и работал с топ-менеджерами, скажем, по созданию корпоративной стратегии. Я им говорил, что не знаю, каким должно быть видение их компании, или маркетинговая стратегия. Но у меня есть метод, алгоритм (короткий процесс), с помощью которого мы сможем это объективировать. Если они со мной посидят столько-то часов, поотвечают на правильные вопросы, сделают несколько управленческих «медитаций», то ответ придёт. Причём вполне объективированный, практически – экспертный. И в то же время, содержащий их субъективное и уникальное видение. Как правило, так и случалось.
Ну и вот. Осталась срединная позиция.
Объективно-субъективное, процессуально-результативное.
Эту позицию в современном мире консалтинга представляет коуч. Он такой специалист, который пытается быть слугой двух господ. И, как ни странно, это у него получается. Коуч хорошо знает внутренний мир клиента, но при этом не теряет контакт с его (клиента) объективной реальностью. Он как бы лоцман, между внутренним миром и внешним, в обе стороны. Коуч помогает клиенту найти внутренние ресурсы и раскрыть творческий потенциал для решения неких жизненных/производственных задач. В то же время он использует реальные объекты (скажем, одежду или людей), для того, чтобы произвести изменения во внутреннем мире человека. Коуч должен хорошо «владеть» каждой из реальностей: и внутренним миром и внешним. Конечно, за редким исключением, коуч не будет столь же глубок как психотерапевт, или столь же крут и эффективен как эксперт (в их вопросах). Но ему это и не нужно. У него есть чёткая позиция – "на переправе", где свою работу он выполняет столь же профессионально, как и другие специалисты. Естественно, что и попасть в коучинг можно с любой из сторон. Психотерапевты становятся коучами, осваивая экспертность и результативность. Менеджеры и спортивные тренера – заглядывая во внутренний мир человека и отпуская процесс. Ну, или сейчас можно сразу учиться коучингу. Это потребует одновременного освоения двух парадигм.
Прошу заметить, что ни одна из позиций не является лучше другой. Или, точнее, каждая из позиций является лучше другой. В чём-то. Эта модель так же показывает (см.диагональную линию) как распределяется власть/ответственность в ходе консультирования.
Чтобы была видна разница подходов, маленький и немного шутливый кейс (хотя и взят он из реальной жизни).
Запрос клиента: «Я не могу себя рекламировать прилюдно».
Возможные ходы консультантов:
Психотерапевт: «Что ты чувствуешь, когда это говоришь?» (гештальт), «Вспомни, ты рассказывал, что когда тебе было четыре года, тебя поставили на табуретку и заставили читать стихи…» (анализ).
Тренер-психолог, психолог-консультант: «Как думаешь, хватает ли тебе уверенности в себе? Если хочешь, мы поработаем над её развитием…»
Коуч: «А кто ещё мог бы тебя прорекламировать?» или "А что тебе не хватает, чтобы себя прорекламировать?"
Процессуальный консультант: «Так! Встань прямо. Ноги поставь на ширину плеч. Плечи расправь. Голову приподними. Теперь сделай так, чтобы воздух…»
Эксперт, ментор: «Ты используешь плохой метод рекламы, неэффективный. Рекламные листовки в данном случае…»
)))
Примерно так. Спасибо за внимание!