Адаптация к школе и ее влияние на физиологическое и психологическое здоровье первоклассников.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.  В школе достаточно напряженный режим работы и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

Понятие «адаптированность» является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.[3]

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе  можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.  В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального.[2]. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, много детей к окончанию первой четверти первого класса имеют  явные признаки переутомления: потеря веса, снижение (повышение) кровяного давления, головные боли.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль — школьника и достигается целым рядом условий.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Нарушения адаптации выражаются в виде враждебности, тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Под влиянием постоянных неудач, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность.  Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства [1].

В период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые,  учителя и родители, должны помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»:М.,
  2. Артюхова, И.А. В первом классе – без проблем/ И.А. Артюхова. –М., 2008. –32с
  3. Кушнир Н.Я. Детский сад- школа: Проблема преемственности- М., 1998.- 199 с.
  4. Семенака С. И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»: АРГТИ-2004.


Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Адаптация ребенка к школе
  • Адаптация ребенка в школе
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе: тест
  • Как определить готовность ребенка к школе?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Самооценка
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Моторика рук
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Интересные факты
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Готовность ребенка к школе (книги рекомендует психолог)
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Симбиотические отношения. Влияние на адаптацию ребенка в школе.
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь