Стало уже общим местом, что история никого и ничему не учит. Русский историк Василий Ключевский писал, что: «История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков». Если верить Ключевскому, то мы обречены, быть постоянно наказываемыми. Одни и те же исторические события часто трактуются с точностью «до наоборот». Какой из уроков можно считать правильным? Кроме того, люди сплошь и рядом «подгоняют» уроки истории под реалии современности. Не иначе, как для того, чтобы выглядеть хорошими учениками перед лицом вечности.
Как формируется наша личная история? Какие уроки могут преподать история детства и отрочества, юности и зрелости? Очень часто прожектор памяти выхватывает из прошлого только те события, которые каким-то образом созвучны тому, что мы переживаем в данный момент. Одна из клиенток рассказывала о том, что до курса терапии она была убеждена, что родители ею совсем не интересовались. Она даже составила список обид, который занимал 10 листов формата А4. После завершения нашей работы, она с удивлением отметила, что вспоминает о родителях только хорошее и понимает, что они дали ей все, что могли. Её мать и отец к тому времени давно умерли. Изменилось состояние души – изменились воспоминания прошлого.
Часто на формирование картины прошлого оказывают влияние близкие люди, играющие в свою игру. Наиболее часто мы сталкиваемся с этим в ситуациях, когда разведенные родители, перетягивая ребенка на свою сторону, рассказывают своему чаду нелицеприятные вещи друг о друге. Они ведь не скажут прямо: «Я хочу, чтобы ты любил (любила) только меня, остался (осталась) со мной». Выстраивается целая цепочка доказательств и аргументов, которая должна подтолкнуть ребенка к «правильному» решению. В результате в сознании ребенка формируется и сохраняется в течение длительного времени образ Злодея-отца, Ничтожества-отца и т.п.
Другой пример: мать в сердцах говорит дочери, что появление на свет ребенка испортило всю её жизнь. Бабушка, мама мамы, у которой тоже не все складывалось в отношениях с дочерью, говорит внучке, что её хотели оставить в роддоме. Зачем она это говорит? Чтобы за что-то отомстить дочери? Чтобы почувствовать больше тепла от внучки? Но в результате, у девочки складывается впечатление того, что она не желанна и не любима. Она может просто забыть эту историю. Но может и вспомнить,если у нее сложится соответствующая жизненная ситуация во взрослой жизни и актуализирует это воспоминание. И тогда прожектор её внимания выхватит из тумана прошлого именно эти сюжеты.
Есть общеизвестный факт, что у человек лучше запоминает хорошее. Рискну предположить, что все плохое, что мы вспоминаем о своем прошлом не в лучшие моменты жизни – фальсификат. Все светлое, что когда-то было с нами останется настоящим и ресурсным.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.