Возраст становления: от первых шагов к первым решениям.

Автор статьи: Светлана Селезнева

Помощь специалиста родителям детей раннего возраста. Основные правила.

Ранний возраст – удивительное время, когда ребенок стремительно развивается, перед ним стоит множество задач, он овладевает огромным количеством навыков.  В работе с малышами главная задача специалиста – создать для ребенка развивающую среду – т.е. предложить ему на выбор те занятия, которые могут его заинтересовать и будут полезны.  

В работе с мамами задач больше – поддержать, дать адекватную информацию, научить ориентироваться в мире мифов, связанных с ранним возрастом. Особенно трудно удается родителям преодолеть потребность сравнивать – «а у Маши сын ходит на горшок с 6ти месяцев, а у Зины дочь в полтора года читает». Принять уникальность собственного ребенка и позволить ему развиваться в своем темпе часто бывает очень непросто. Еще одной важной задачей специалиста является помощь маме в формировании последовательного отношения к ребенку. Очень часто требования, стиль общения, восприятие сиюминутны и зависят от настроения и от самовосприятия матери.

Вопросы, которые чаще всего тревожат молодых мам - это приучение к горшку, нежелание малыша делиться игрушками, детские «драки», отучение от груди, налаживание сна, питание, развитие речи, актуальные зоны развития.

Прежде чем отвечать на конкретные вопросы, важно дать общее представление о законах и принципах раннего развития, о том, что от рождения и до трех лет особую значимость для ребенка играют эмоции. В контакте с мамой ребенок развивает эмоциональную сферу. Без любви, теплого эмоционального контакта развитие малыша невозможно. По мнению Э. Берна в период первого года жизни ребенок переживает первый кризис – кризис доверия-недоверия. Ребенок полностью зависит от матери или другого лица, ее заменяющего. От того, насколько чувствительна и отзывчива будет мать, зависит то, как ребенок будет воспринимать мир насколько безопасной ему будет казаться жизнь. С 6 месяцев до 3х лет согласно теории Боулби[ii] у ребенка формируется «интенсивная привязанность и активный поиск близости». Если на этой стадии отношения с матерью выстроены здоровым образом, в дальнейшем ребенок способен выстраивать здоровые близкие отношения с другими людьми. Если на этом этапе отношения нарушены, формируется недоверие к миру и окружающим людям. Часто отсутствием доверия и способности выстраивать близкие отношения страдают воспитанники детских домов.

Поэтому в раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, контакт глазами, улыбка матери, ее способность быстро и точно реагировать на запрос своего ребенка. Для укрепления контакта существует множество тактильных упражнений, игровых массажей, игр на руках и коленях, которые специалист предлагает мамам на занятиях.

 От [i]года до двух ребенок овладевает собственным телом, учится координировать движения, осознает собственные ощущения, знакомится с предметным миром и учится свершать простые манипуляции с определенной целью. Уронить мячик, потянуть за веревку и т.п.  [iii] Взять в руки кубик и положить его на поверхность – даже это простое движение требует точности и координации работы различных мозговых импульсов и мышц тела. Постепенно, движения доходят до автоматизма. Но в этом возрасте работа тела требует дополнительной концентрации. Поэтому ритм общения и деятельности должен быть медленным.

В возрасте от двух до трех лет ребенок начинает осваивать коммуникацию. Его начинают интересовать другие люди, восприятие по-прежнему эгоцентрично, он не может еще понять, что у других людей есть чувства и потребности. Он активно овладевает речью. Усложняются отношения с предметным миром, появляется способность к классификации, сравнению и другим операциям с предметами.[iv]

На этом этапе у ребенка появляется стремление к самостоятельности, потребность и способность настаивать на своем. Он воспринимает себя, как отдельную личность и способен к первым самостоятельным решениям. Согласно Эриксону, на этом этапе происходит второй кризис развития. Ребенок приобретает автономность[v]. Появляется активное стремление к исследовательской деятельности.  При грамотном поведении родителей, у ребенка формируется уверенность в своих силах, целеустремленность, воля, способность к самоконтролю. Задачей родителей в этом возрасте становится с одной стороны поощрение самостоятельности, с другой – формирование границ безопасности. В случае, если кризис не был пройден, у ребенка формируется стыд. Стыд за себя, за собственные действия, нерешительность и неуверенность. Поэтому поддержание стремления к самостоятельности играет такую важную роль.

В этот период мамы часто сталкиваются с противоречивыми эмоциями: страхом отпустить ребенка, раздражением на его упрямство, неуверенностью в момент необходимости устанавливать границы. Задача специалиста здесь в том, чтобы информировать родителей о том, что происходит, обсуждать с ними возникающие непростые эмоции, обращать внимание на достижения детей. Помочь укрепить отношения могут игры на взаимодействие мам и детей. В этих играх ребенок уже не является пассивным получателем, он активно действует, ему отведена самостоятельная роль.  Игра является важнейшим инструментом развития и ведущим видом деятельности в детском возрасте. Примеры игр и упражнений специалист может найти в работах Е. Ларечиной[vi], Лютовой-Мониной и других психологов и педагогов. Их можно использовать в неизменном виде или адаптировать под конкретные задачи. Главное – общее понимание закономерностей и построение деятельности на их основе.

Более подробно о работе с детьми  от 1 до 3х лет и родителями, подборе упражнений и организации занятий можно узнать на моем курсе http://www.ipc-gorod.ru/uslugi/prog/osoznannoe-razvitie.html

 

 

 

[i] Эриксон Э. «Детство и общество» .- СПб, 2000

[ii] Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – М, 2004

[iii] Пиаже Ж. «Психология интеллекта».- СПб, 2003

[iv] Пиаже Ж. «Психология интеллекта».- СПб, 2003

[v] Эриксон Э. «Детство и общество». - СПб, 2000

[vi] Ларечина Е. «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка» - СПб, 2004



Просмотров: 186
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Кризис первого года жизни ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ценность мамы в раннем возрасте ребенка
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Самостоятельный ребенок. Развитие самостоятельности.
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь