Опоры или удавки? Откуда растут ноги самоценности.

  Опоры или удавки Откуда растут ноги самоценности

Так вот. Для чего я остановила взор на критериях эмоционального развития ребенка 6-7 лет? По нескольких причинам.

Во-первых, Это возраст второй психологической сепарации ребенка от родителей. После пяти лет у ребенка формируется рефлексия, он учится себя анализировать и оценивать уже сам. Не зря же психологи проверяют к школе сформированность дифференцированной самооценки. Если в старшей группе на вопрос: «Кто у вас в группе самый трудолюбивый?», кричат наперебой: «Я, это я, говорите на меня», то в подготовительной группе начинают честно оценивать и находить действительно трудолюбивого.

Но на основе чего научился и учится оценивать себя ребенок? На основе того, как его оценивало ближайшее окружение. И в первую очередь: мама и папа. Поэтому то, как себя будет оценивать ребенок, а в последствие и взрослый человек строится на том, как его оценивали родители.

Во-вторых, если  ребенок ощущал авторитет своих родителей - он учится уважать других людей, если родители уважали его личность – то он учится уважать самого себя, понимать свои потребности и принимать свои интересы, нужды важными, существенными.

Если ребенок получил подтверждение в уважении и научился ценить границы другого человека, то он и выстраивает адекватные отношения с другими детьми. А далее, когда вырастит, и со взрослыми людьми.

Поэтому человек не становится уверенным в себе, с ощущением своей самоценности, самостоятельным сам по себе. Он это получает в социуме. Без социума человек становится «Маугли» и даже не начинает говорить.

В третьих, эти самые критерии часто сохраняются актуальными и во взрослом возрасте. Если человек не пользуется авторитетом пусть теперь уже и не у родителей (насильно мил не будешь), а в своем  созданном кругу, своей супружеской семье, среди друзей, если у него так и тянутся проблемы с установлением контактов, он не умеет проявлять эмпатию, не чувствует себя уверенно, то ни о какой здоровой самоценности, самодостаточности говорить не приходится.

Теперь об опорах.



Как Вы думаете, является ли гиперопекающая мать опорой ребенку? Я думаю – нет. Она становится ребенку  - не опорой, а удавкой.

Я обожаю такую простую и гениальную теорию Льва Семеновича Выготского о Зоне Ближайшего развития. Что такое Зона Ближайшего развития? Это то, что ребенок может делать с помощью взрослого. И когда он научается это делать вместе с взрослым хорошо, то навык становится самостоятельным (уходит в Зону актуального развития). Но есть зона, с которой ребенок не может справиться сам. И в этой зоне он зависим от взрослых. Задача взрослых, соответственно возрасту, перевести это неумение ребенка вначале в Зону ближайшего развития, а потом и актуального. Бывают случаи, когда у ребенка навык есть, но он заболел, не в настроении, о чем-то переживает. И в этот момент нуждается в поддержке, а не в словах: «Всё, это твоя зона актуального развития, делай сам» (конечно, если это не способ манипулирования взрослыми).

 Что происходит во время гиперопеки и гипоопеки?



Во время гиперопеки взрослые не учат ребенка переводить навык в Зону ближайщего развития, а потом и актуального развития. И делают ребенка беспомощным, повышая его тревожность, лишая инициативы, умения нести ответственность. Там, где ребенок способен справиться сам, они  «обрубают» ему руки, делают за него. Но вот какую удивительную вещь я заметила у таких родителей. Там, где ребенку действительно крайне нужна помощь, они часто в этой помощи отказывают  («Это всё придурь, тебе это не надо», «Почему всё я и я за тебя, делай сам», «Моему ребенку не нужна логопедическая помощь, он прекрасно разговаривает. Выговорится  еще»). И получается какой-то фарс: вот есть реальная ситуация, где о ребенке нужно реально позаботиться, поддержать, а гиперопекающие родители «убежали в кусты». Таким образом, то, что внешне выдается за опоры, на самом деле является капканом. Капкан, где человека учат быть несостоятельным.




С  поведением гипоопекающих родителей возникает другая ассоциация: кидание без страховки в пропасть жизни. Выживет - не выживет. Какая такая Зона Ближайшего развития?  Учись справляться с жизнью так, как можешь. И может, конечно, выжить и даже стать внешне успешным, если нервная система сильная, да и обстоятельства не слишком удручающие,  если люди добрые на пути попадаются. Только базового доверия к миру не будет, только везде будет стойка: напасть, отобрать, быть начеку. Тоже до  здоровой самодостаточности далеко.

А теперь задумаемся. Конечно, взрослый человек более самостоятелен, чем ребенок и многие свои возникающие трудности он может решать сам. Но чтобы прям все сам и сам – это просто нереально. Где-то у кого-то что-то узнать, спросить, попросить какой-то помощи. Это нормально. А бывают ситуации, когда человек может стать практически полностью беспомощным. Не будете же Вы врываться в реанимацию к человеку в коме и кричать ему на ухо: «Быстро встал и взял ответственность за свою жизнь! Ты же взрослый человек». Поэтому и взрослому человеку поддержка нужна.



Таким образом, процесс двусторонний: сформированность своей самоценности, умение просить и заявлять о себе и дает человеку опоры в жизни в виде поддержки близких и не очень людей. С другой стороны, человеку, не получившему в детстве эти опоры, а получившему капканы и пропасти,  очень трудно и с самим собой, и во взаимоотношениях с другими.

 

Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

                                               

     https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Как встретить Новый Год и нужно ли это делать, если он и сам придет.
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Это действительно ваш человек, если ...
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Вам, конечно, известно, что человек сам хозяин своего счастья
  • Если вы выбрали путь развития, то это лучшая ваша инвестиция.
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь