|
Опоры или удавки? Откуда растут ноги самоценности.Автор статьи: Танкова Оксана Владимировна
Во-первых, Это возраст второй психологической сепарации ребенка от родителей. После пяти лет у ребенка формируется рефлексия, он учится себя анализировать и оценивать уже сам. Не зря же психологи проверяют к школе сформированность дифференцированной самооценки. Если в старшей группе на вопрос: «Кто у вас в группе самый трудолюбивый?», кричат наперебой: «Я, это я, говорите на меня», то в подготовительной группе начинают честно оценивать и находить действительно трудолюбивого. Но на основе чего научился и учится оценивать себя ребенок? На основе того, как его оценивало ближайшее окружение. И в первую очередь: мама и папа. Поэтому то, как себя будет оценивать ребенок, а в последствие и взрослый человек строится на том, как его оценивали родители. Во-вторых, если ребенок ощущал авторитет своих родителей - он учится уважать других людей, если родители уважали его личность – то он учится уважать самого себя, понимать свои потребности и принимать свои интересы, нужды важными, существенными. Если ребенок получил подтверждение в уважении и научился ценить границы другого человека, то он и выстраивает адекватные отношения с другими детьми. А далее, когда вырастит, и со взрослыми людьми. Поэтому человек не становится уверенным в себе, с ощущением своей самоценности, самостоятельным сам по себе. Он это получает в социуме. Без социума человек становится «Маугли» и даже не начинает говорить. В третьих, эти самые критерии часто сохраняются актуальными и во взрослом возрасте. Если человек не пользуется авторитетом пусть теперь уже и не у родителей (насильно мил не будешь), а в своем созданном кругу, своей супружеской семье, среди друзей, если у него так и тянутся проблемы с установлением контактов, он не умеет проявлять эмпатию, не чувствует себя уверенно, то ни о какой здоровой самоценности, самодостаточности говорить не приходится. Теперь об опорах.
Я обожаю такую простую и гениальную теорию Льва Семеновича Выготского о Зоне Ближайшего развития. Что такое Зона Ближайшего развития? Это то, что ребенок может делать с помощью взрослого. И когда он научается это делать вместе с взрослым хорошо, то навык становится самостоятельным (уходит в Зону актуального развития). Но есть зона, с которой ребенок не может справиться сам. И в этой зоне он зависим от взрослых. Задача взрослых, соответственно возрасту, перевести это неумение ребенка вначале в Зону ближайшего развития, а потом и актуального. Бывают случаи, когда у ребенка навык есть, но он заболел, не в настроении, о чем-то переживает. И в этот момент нуждается в поддержке, а не в словах: «Всё, это твоя зона актуального развития, делай сам» (конечно, если это не способ манипулирования взрослыми). Что происходит во время гиперопеки и гипоопеки?
С поведением гипоопекающих родителей возникает другая ассоциация: кидание без страховки в пропасть жизни. Выживет - не выживет. Какая такая Зона Ближайшего развития? Учись справляться с жизнью так, как можешь. И может, конечно, выжить и даже стать внешне успешным, если нервная система сильная, да и обстоятельства не слишком удручающие, если люди добрые на пути попадаются. Только базового доверия к миру не будет, только везде будет стойка: напасть, отобрать, быть начеку. Тоже до здоровой самодостаточности далеко. А теперь задумаемся. Конечно, взрослый человек более самостоятелен, чем ребенок и многие свои возникающие трудности он может решать сам. Но чтобы прям все сам и сам – это просто нереально. Где-то у кого-то что-то узнать, спросить, попросить какой-то помощи. Это нормально. А бывают ситуации, когда человек может стать практически полностью беспомощным. Не будете же Вы врываться в реанимацию к человеку в коме и кричать ему на ухо: «Быстро встал и взял ответственность за свою жизнь! Ты же взрослый человек». Поэтому и взрослому человеку поддержка нужна. Таким образом, процесс двусторонний: сформированность своей самоценности, умение просить и заявлять о себе и дает человеку опоры в жизни в виде поддержки близких и не очень людей. С другой стороны, человеку, не получившему в детстве эти опоры, а получившему капканы и пропасти, очень трудно и с самим собой, и во взаимоотношениях с другими.
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|