Дайте мне точку опоры


Почва под ногами

Различные жизненные события могут выбивать почку из-под наших ног.

Когда это происходит мы становимся уязвимыми.

Если у человека нет хорошо выстроенных опор, он становится не только уязвимым, но и боль ощущается сильнее. Происходит своеобразная регрессия в детский возраст. Ребенок полностью беззащитен и зависим.

Изначально опору дают нам наши родители.

Они придерживают нас когда мы учимся ходить, поднимают и успокаивают нас если мы нечаянно падаем и нам больно.

Если этого не происходит, то ребенок научается рассчитывать только на себя. В дальнейшем, будучи уже взрослым, он слабо принимаем помощь со стороны, а порой неосознанно ее отрезает.

Если родители чересчур тревожны и постоянно опекают, то в дальнейшем человека ждут трудности в виде слабых опор, инфантильности, тревожно-фобических состояний и других неприятностей.

 

Дайте мне точку опоры


Основные точки опоры начинают формироваться еще внутриутробно

Их четыре

Подзатылоная область

Область лопаток

Область поясницы

Стопы

Внутриутробные опоры в дальнейшем влияют на жизнь человека.

Я не склонен переоценивать их значимость и не считаю, что они определяют нашу судьбу в целом. 

И уж тем более считать, что в трудностях человека виновато неправильное предлежание, "негармоничные роды не в воду" и прочее.

Если нормально рожденный человек начинает искать причины неприятностей в проблемах рождения или обвиняет троюродную бабушку, то этому помочь нельзя. 

Он нашел виноватого.

Тем не менее базовое ощущение опор начинается именно в утробе и на первом году жизни. 

Именно в этот период закладываются важнейшие структуры психики, ответственные за восприятие этого мира.

 

   


Область поясницы и область лопаток играют очень важную роль в формировании нашего ощущения "опорности". 

Это еще и "моторная" область, которая дает нам импульс к движению.

Первый год жизни родители держат нас на руках и ощущение мы впитываем телом, буквально с материнским молоком.

Если человек "травматик" - он часто испытывает боль и напряжение в область лопаток.
 



Эволюционно - сначала мы начинаем лежать, затем переворачиваться, ползать, потом сидеть, а потом ходить.

Когда мы лежим наши опоры это затылок, лопатки и поясница.

Нет опоры на ноги, центр тяжести смещен к спине.

Это практически эмбриональное положение.
 




Когда мы ползаем опорой являются наши колени и кисти рук.

Мы учимся при этом ориентироваться в пространстве, доползать куда нужно, брать игрушку, пробовать ее на вкус и так далее.

Есть два центра тяжести - голова
(меньший) и центр тяжести в пояснице и животе (больший)

Нет опоры на стопы, это компенсируется опорой на руки.
 


Далее мы растем и научаемся сидеть.

Мы обретаем опору на поясницу и начинает формироваться центр равновесия. Мы учимся себя держать вертикально.

Если мы падаем, то можем поддержать себя руками. 

Но человек не опирается на руки во взрослой позиции, руки это органы действия в первую очередь и опора - дополнительно.

Именно поэтому работа связанная с ручным трудом может сильно "заземлять".

Надо заметить, что "взрослое" положение сидя от "детского" отличается. 


Во взрослой позиции опора приходится на стопы, таз, руки и позвоночник и лопатки (если есть на что опереться)

Положения со скрещенными ногами, позы "лотоса" и "нога на ногу" не являются полностью заземленными.


Взрослея, мы поднимаемся на свои ноги, полностью формирую опору на стопы.

Мы задействуем центр равновесия
и позвоночник.

По положению ног на полу можно увидеть - есть ли у человека опора на свою взрослую часть.

Руки полностью становятся органами действия, выражения эмоций, обозначения границ, труда и равновесия.

Но за ними психологически остается важная функция - опора.


Опора на себя начинается с опоры на тело.

Тело, душа и разум это единая система.

Базовые и первичные опоры мы получаем сначала на тело, а уже затем на все остальное.

Если человек не умеет, или по каким-то причинам не можем опереться на самого себя - то он устраивает свою жизнь таким образом, чтобы у него было большое количество "костылей".

Костыли разных видов: от отношений которые мы выстраиваем с ближайшим окружением, работы или карьеры, до убеждений и ценностей.

Если человеку непереносима идея смерти, он находит себе костыль в виде идеи бессмертия души, перерождения, или любую другую подходящую концепцию, которая будет его защищать от непереносимости собственных чувств.

Когда человек не имеет опоры или не чувствует опору, то костыли будут практически во всем. 

Со временем люди привыкают к костылям, а затем начинают в них свято верить и защищать.

Если костыли друг-друга уравновешивают - то образуется вполне сносная и более-менее устойчивая система. 

В ней можно жить долго и даже изредка счастливо. 

Только вот домик остается карточным.

Упражнения на развитие заземленности и опоры
 

Представьте, что ваши ноги - это корни большого дерева. 

Корни, которые уходят очень глубоко в землю. Во все стороны.

Вообразите, что на вдохе вы берете энергию из воздуха, для питания корней, а на выдохе пускаете ее в рост.

Пусть корни прорастают настолько глубоко, чтобы вам было максимально комфортно.

Если вы делаете это упражнение правильно, то ноги будут становиться очень тяжелыми. Появится ощущение что почти невозможно сдвинутся с места - настолько сильно "вросли" ноги в землю.



Центр равновесия в животе.

Положите руки на живот чуть ниже пупка.
Почувствуйте, что там внутри есть ваш центр. К вам придет образ. Наблюдайте за ним. Опишите характеристики - цвет, форма, объем, размер, консистенция, движение.

Закройте глаза и внимательно наблюдайте.

Покачайтесь легонько в стороны, ощущая что центр равновесия находится в животе и как будто постоянно вас возвращает в исходное положение.

 

 



Стопы-поясница-лопатки-затылок.

Можно делать это упражнение в положении лежа. Но как я писал выше - положение лежа это по умолчанию позиция детская.

Встаньте к стене и почувствуйте 4 точки контакта.

Следите за своим дыханием, не задерживайте его. 

Можно добавить к этому упражнению еще и ощущение "внутреннего стержня".

Удерживайте эти ощущения и запоминайте, а затем вспоминайте их в обычной жизни.

 





Опора на голос.

Наш голос - выражение нашего состояния, мнения, границ, настроения, желании и само-предъявление в этом мире. 
Многим людям даже слово "нет" сказать вслух сложно.

Опору на голос мы получаем когда задействуем диафрагму, ребра, поясничную область. Когда голос льется легко и свободно. Когда не тратится лишняя энергия и все происходит естественно. 
Когда голос выражает именно то что мы чувствуем. 
Все это связано с правильностью нашего дыхания и правильной работой всех групп мышц, ответственных за голос - от поясницы, до губ.

Положите руки на ребра с обеих сторон, сделайте вдох в ребра. 
На максимуме вдоха задержите дыхание. 

Спокойно выдохните. 

Повторите 5 раз.

Поставьте кулаки на поясницу сзади, сделайте вдох так, чтобы ощутить, что вы выталкиваете кулаки на вдохе. 


Положите руку на живот, на вдохе максимально выталкивайте руку животом. Следите за тем чтобы все остальные части тела не напрягались. 

Когда сделаете это - поговорите вслух. 

Почувствуйте, как изменился ваш голос и ваше состояние.

Опора на реальность.

Иногда бывает так, что мы находимся "как в тумане". Из-за этого тумана реальность увидеть сложно.

Нужно представить, что ваши глаза это две дырки через которые вы наблюдаете этот мир.

Первое что можно заметить - это исчезновение мыслей в голове.

Когда вы смотрите таким способом, проговаривайте внутри - "я вижу".

Если вы делаете все правильно - исчезают мысли в голове, снижается или полностью пропадает тревога и появляется ощущение большей опоры на себя.

 


Накиньте плед.

Так вы прикроете свой "тыл" и создадите границу, дополнительную защиту.

Вы можете использовать тяжелое одеяло, чтобы спать. 


Представьте себе квадрат.

Удерживайте его перед внутренним взором или рисуйте на бумаге.

Если круг это метафора гармонии и "идеальной формы", то
квадрат это самая устойчивая геометрическая фигура.

Треугольник тоже устойчивая фигура, если у нее не запредельная высота. 
Чем выше треугольник тем он неустойчивее. Это связано с тем что центр тяжести смещается наверх.

Египетские пирамиды это треугольник построенный из кубов.

Вечная и нерушимая конструкция.





Рука на плече.

Когда вы делаете это упражнение вы сами даете своему телу поддержку и таким образом формируете и обозначаете пространство впереди вас.

При этом локоть становится своеобразной телесной защитой от внешнего воздействия.


Наши сильные стороны и качества являются нашей опорой.

Вы можете опираться на них в реальном мире.

Если вы что-то умеете, например, выходить из сложных ситуаций, стоять на своем, ладить с людьми и так далее - пользуйтесь этим.

Так же мы можем опираться на свои теневые стороны, если они осознанны и интегрированы.

Поразмышляйте - на что в себе вы точно можете опереться.

 




Если человек понимает себя, свои потребности, желания, принимает свои сильные, слабые и теневые стороны. 

Если он контактирует со своими ценностями и убеждениями и обладает уважением ко всем своим проявлениям.

Если он ладит с телом, душой и сознанием - это и есть основная и невероятно мощная опора человека на самого себя в этом мире.

Это не значит, что не нужно просить о помощи, когда это необходимо.

Это значит, что большую часть самого важного мы можем дать себе сами.

Мы можем не делать из людей костыли и не прикрывать с их помощью свои слабости, страхи и уязвимости.

Это и значит быть взрослым - уверенно стоять на своих ногах и на своем месте в этом мире.

 



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Какбысказка. Когда сбывается "если бы"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Это как если бы Вас закопали по колено в землю, а потом сказали: "Беги!"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Руины прежней жизни. А кто за спиной"? (про психосоматику, потери, опоры и не только).
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь