|
Симптом как системный феномен: принципы диагностикиАвтор статьи: Геннадий Малейчук
СИМПТОМ КАК СИСТЕМНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ
Симптом – это улика. Следовательно, убирая симптом, мы убираем улики.
Что есть симптом? Какие бывают симптомы? В чем отличие симптома от феномена? Каких принципов необходимо придерживаться в работе с симптомом? В чем суть диагностического этапа в работе с симптомом? Для начала важно определиться с парадигмой исследования, тем основанием, без которого невозможна профессиональная работа. Так как любое явление реальности можно рассмотреть под разными углами, то и взгляд на симптом так же меняется в зависимости от фокуса его рассмотрения. Я в своей работе с симптомом придерживаюсь двух принципов – феноменологического и системного, позволяющих смотреть на симптом не как на отдельный элемент реальности, а как на целостный, системный феномен. Клиент обращается к терапевту со своей проблемой. Его (клиента) видение проблемы, как правило, сводится к перечислению ряда замечаемых им симптомов-жалоб, которые не вписываются в его представление о том «как должно быть» и желание «это исправить в ходе психотерапии». Позиция клиента в желании избавиться от симптома понятна: симптомы его проблемы мешают ему полноценно жить, вызывают неприятные, часто болезненные ощущения и переживания. Однако, если терапевт в своей работе будет придерживаться схожей позиции это не позволит ему понять суть проблемы клиента и в лучшем случае с помощью терапии удастся убрать симптомы, но не решить его проблему. Симптом же, временно исчезнув, вновь и вновь будет возрождаться как птица Феникс. В данном случаем я не буду ограничиваться лишь симптомами соматического характера, речь пойдет о расширенном представлении о симптоме, как о единичном признаке, маркирующем проблему. Симптом (от греч. Σύμπτομα – совпадение, признак) – один из отдельных признаков, проявление какого-либо заболевания патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности. В этой связи мы можем говорить о симптомах психических, соматических и поведенческих, маркирующих проблемы названных уровней существования клиента. Кроме того, симптомы в клинике традиционно подразделяют на объективные и субъективные. Совокупность этих симптомов дает нам клиническую картину болезни. Но здесь в диагностике возникает определенная сложность – врач «замечает» по преимуществу объективные симптомы, больной, в свою очередь, больше фокусируется на симптомах субъективных. Психолог в своей работе так же делает акцент на субъективных симптомах. Такое специфическое профессиональное восприятие, в обеих случаях, приводит к симптоматическому, одностороннему восприятию проблемы, не позволяющему увидеть феномен в целом. Слова «феномен» и «симптом» часто используются как синонимы. Между тем слово «феномен», с одной стороны, ярко, экспрессивно выражает уникальную индивидуальность, особость, редкость предмета описания, а с другой стороны, подразумевает нечто цельное, структурно завершенное в себе. Феномен это факт сознания. Тогда как слово «симптом», определяемое всеми как «признак», частный штрих в картине целого. Следовательно, симптом не равен феномену. Феномен шире и глубже симптома. В феномене, помимо содержательного значения симптома содержится его «переживательный» смысл для клиента. Зачем нам феноменологический подход? Что он нам дает? Мы, как исследователи, можем наблюдать лишь внешние проявления-маркеры феноменов – симптомы. И здесь важно помнить, что они не отражают всю суть феномена. Для того, чтобы получить более целостное представление о проблеме клиента, нам нужно иметь доступ так же к внутренним феноменам. Для этого в психотерапии используется эмпатия и идентификация, вчувствование, погружение во внутренний мир другого. Мы внимательно знакомимся с симптомом, обращаясь к его восприятию -переживанию клиентом. Здесь уместны любые способы «знакомства» – от вербальных – «Расскажи, опиши», до невербальных – «Нарисуй, слепи, изобрази свой симптом». Для более полного и глубокого восприятия клиентом своего симптома можно прибегать к технике идентификации клиента со своим симптомом – «Побудь своим симптомом», «Составь рассказ от лица своего симптома: Кто он? Зачем? Что он хочет? От кого? и т.д. Внимательное обращение терапевта к описанию-переживанию клиентом своих субъективных симптомов позволяет «превращать» их в феномены, создавать более целостную картину его проблемы. Объективный, симптоматический подход позволяет видеть лишь поверхностный уровень феномена, без его содержания (феноменологического переживательного наполнения) и смысла. Феноменологический же подход позволяет более целостно исследовать феномен, его не только внешние, но и внутренние, переживательные аспекты. Однако лишь феноменологического принципа в диагностике проблемы клиента, на мой взгляд, недостаточно. Феноменологический принцип в диагностике необходимо дополнять принципом системным. Зачем нам системный принцип? Феноменологический принцип позволяет терапевту создать сложное, целостное, индивидуальное представление проявления-переживания проблемы клиента, понять ее субъективный смысл, но не позволяет увидеть ее суть. Для этого нам необходимо выйти за пределы субъективного восприятия клиентом феномена. Если феноменологический принцип дает нам возможность глубже понять суть феномена, то системный позволяет расширить его контекст, рассматривать проблему клиента не как изолированный симптом, либо даже феномен, а как часть чего-то большего, включенного в систему более высокого уровня увидеть его не как отдельный, самостоятельный элемент, а его место в той системе, к которой он принадлежит, как он живет в этой системе, зачем он ей? Системный взгляд на симптом позволяет перейти от «хирургической установки» на суть симптома («симптом, как нечто чуждое, ненужное для системы и, следовательно, от него необходимо избавиться») к целостному холистическому взгляду на его роль, функции и суть, его внешне невидимую и неосознаваемую нужность системе. Он позволяет ответить не только на вопрос «Почему он возник?», но так же и «Для чего? Зачем он нужен этой системе в данный момент жизни?», «Какую системную нагрузку он несет», «Какую функцию выполняет?» Возможности использования системного и феноменологического принципов Последовательное использование в работе с симптомом феноменологического и системного принципов дает возможность смотреть на симптом с разных перспектив – вблизи и вдали, то погружаясь в него, то занимая метапозицию. Благодаря феноменологии мы можем рассмотреть субъективную составляющую симптома, то личное, индивидуальное что вносит в симптом каждый человек. Системный же взгляд позволяет увидеть симптом не как отдельный феномен, а как включенный в системные связи, его место и функцию в той системе, частью которой он является. Таким образом, в работе с клиентом нам необходимо использовать и феноменологический и системный принципы. Использование этих принципов в работе позволяет идти как в глубину, так и видеть то, что стоит за симптомом. Здесь, на мой взгляд, будет уместна метафора с расследованием: Симптом – это улика. Следовательно, убирая симптом, мы убираем улики. Наша же задач не убрать симптом-улику, а понять суть симптома-улики, обнаружить и прочитать его послание. Как это работает? Сначала мы опираемся на феноменологический принцип. Мы, как исследователи, подробно изучаем все проявления феномена-проблемы, его внешние и внутренние признаки-симптомы. Для этого мы задаем клиенту много уточняющих вопросов: «Как ты это чувствуешь?», «В каком месте?», «На что это похоже?», «Какое послание несет симптом?», «Что он сказал бы, если мог говорить?», «О чем он молчит?» и т.д. Далее, мы пытаемся понять-определить принадлежность симптома к какой-либо системе, элементом какой системы он является, потребности какой из них он удовлетворяет? Симптом может быть рассмотрен как элемент системы личность, семейной системы, родовой системы (об этом позже). Здесь мы задаем себе и клиенту следующие вопросы: «Зачем нужен симптом этой системе? Какую системную функцию он выполняет? Какая системная потребность удовлетворяется посредством симптома? Каково его позитивное значение для этой системы?» Потом у нас возникает некоторая гипотеза, объясняющая суть наблюдаемого феномена, его роль и функцию для той системы, в границах которой он живет. Это уже системный этап. А дальше мы совершаем челноки: от системного к феноменологическому и обратно, проверяя и уточняя гипотезу. В диагностике проблемы клиента мы идем в такой последовательности СИМПТОМ – ФЕНОМЕН – ПРОБЛЕМА. Ниже предлагаю некоторые из техник, применимые в работе с симптомом на выделенных в статье этапах: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП О чем молчит ваш симптом? *** Просим клиента сосредоточиться на симптоме
– Где он ощущается внутри вас? Где именно в теле симптом локализован? – Какого цвета? Какой формы? Какой фактуры? Какой температуры? Добиваемся того, чтобы симптом можно было представить в виде конкретного образа.
симптом вышел из тела и стал отдельным объектом
Предлагаем поместить его на стул перед собой и для закрепления просим описать его по всем модальностям, задавая вопросы из предыдущего шага, за исключением уточнений по телесной локализации. Начинаем исследовать послание симптома, задавая следующие уточняющие вопросы. О чём Вам хочет сказать симптом? О чём молчит симптом? В чём он нуждается? Что ему не хватает? От чего предостерегает? *** Нарисуйте свой симптом. Идентифицируйтесь с ним. Придумайте рассказ от его имени: Кто он? Какой он? Как его зовут? Если бы он умел говорить, то о чем бы рассказал? Для чего он? В чем его польза? Какие чувства он выражает? К кому? СИСТЕМНЫЙ ЭТАП Определение скрытых смыслов и выгод болезни *** Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех Ваших болезней (их – преимуществ – может оказаться и больше). Преимущества моей болезни: Просмотрите составленный Вами список и попытайтесь ответить на следующие вопросы? - Какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила вам болезнь (Ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д.) - Попытайтесь определить те правила и представления, убеждения, идеи, установки, которые мешают Вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни. - Когда они возникли? - От кого они исходят? Кто их автор? - Что Вам хочется сейчас сказать этим людям? - Каким способом можно удовлетворить фрустрированные потребности, не прибегая к болезни? *** В данной технике предлагается задать вопросы клиенту или попросить его самостоятельно, наедине с самим собой, максимально честно ответить на следующие вопросы относительно его болезни. Задача упражнения состоит в переводе психических аспектов заболевания в плоскость «смыслов и потребностей» Что болезнь значит для вас? Что означает для вас избавиться от болезни? Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни? Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности? Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности? Чего болезнь помогает вам избежать? Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви? Какие чувства помогает вам выразить болезнь? Каким вы были до того, как появилась болезнь? Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь? Как всё изменилось после того, как появилась болезнь? Что произойдет, когда не будет болезни? После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)? У кого ещё когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас? Продолжение в следующей статье… Симптом как системный феномен: уровни системы Симптом как системный феномен: уровни системы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|