Психотехнологии проведения родительских собраний

Психотехнологии проведения родительских собраний

Психологи утверждают, что целью работы с родителями, является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (педагогов, психологов и родителей).

Согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности родителей и педагога? Почему родители нередко действуют противоположно педагогам? Почему они, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред, приводят к существенным нарушениям в его развитии и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов? Причины могут быть разными.

Прежде всего, нужно отметить наличие недостатка или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления, поскольку в популярной литературе и СМИ для родителей такие знания только в последние годы стали широко освещаться.

Следующее, что стоит упомянуть, — это недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом. Однако, быстрая смена социально-экономических условий в стране зачастую делает такое воспитание абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, но наших современников, выросших в советское время, у которых чаще всего отсутствует собственный опыт воспитания детей в новых условиях.

Необходимо также иметь в виду, что во взаимодействии с ребенком у родителя могут актуализироваться собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространенное явление, как рассмотрение школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности.

И наконец, среди причин нужно назвать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда совсем не похоже на домашнее поведение.

Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для всех сотрудников школы.

У психологов, к примеру, может присутствовать излишне теоретизированное представление о путях развития ребенка. Кроме того, им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку.

Исходя из этого можно выделить задачи работы с родителями:

согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;

согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Говоря о личностно-ориентированном подходе в образовании, мы конечно же стремимся к диалогу не только с детьми, но и с родителями.

Диалог как известно взаимодействие двух сторон.

Один из основателей гештальт-подхода в психотерапии Ф. Пёрлз говорил, что в общении важна позиция и той и другой стороны. Если хоть одна сторона не стремится к контакту, диалог невозможен.

Ф. Пёрлз называл сопротивлением контакту то, что нарушает взаимодействие. Психологическое сопротивление контакту может возникнуть в различных ситуациях, в том числе и встречается оно и на родительских собраниях.

Иногда такое сопротивление является либо защитной реакцией, либо творческим приспособлением к действительности, а иногда — устойчивой личностной особенностью. Принимая эту особенность поведенческих реакций, учитель может адекватно реагировать на отсутствие взаимопонимания в общении.

В рамках психотерапевтических подходов есть типология этого процесса которая позволяет с помощью наблюдения за поведением человека выявить наличие у него того или иного типа сопротивления контакту.

Предлагаю более подробно рассмотреть каждый тип сопротивления контакту и способы его определения.

Первый тип сопротивления контакту — конфлюенция, или слияние. Слияние характеризуется отказом от различий и непохожести. В ситуации образовательного взаимодействия родители, с таким типом сопротивления контакту акцентирует внимание не на предмете общения, а на самом процессе, точнее, на его эмоциональной стороне. Такие родители ещё зависимы от прежнего «любимого», «привычного» учителя, от его настроения и моделей поведения, склонны к сравнению. В разговоре часто употребляю фразы «вот мы раньше», «мы делали так-то и так-то», легко присоединяются к эмоциям как к положительным так и к отрицательным. В отношении с родителями такого типа сопротивления необходимо поощрять самостоятельные ответы родителей, сопереживать: «Да, я понимаю, что сейчас Вам сложно, но…..», использовать техники интерактивного общения: круглый стол, обсуждения типа «вопрос-ответ» и т.п.

Второй тип сопротивления контакту — интроекция, или поглощение. Родитель с таким типом контакта интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления. Не выбирает, а «проглатывает» все, что ему попадается. Но вся информация не принимается внутри сознания, а как бы отторгается и не способствует развитию у него самостоятельности. Люди с интроекцией стремятся всегда быть хорошими, соответствовать запросам общества, нормам морали –это для более «безопасно». Но это мешает развитию в них креативности и спонтанности. Придя домой с «проглоченной» информацией, родитель не предпринимает никаких действий - «А воз и ныне там». При таком сопротивлении необходимо больше делегировать самостоятельности, поручать родителю дела класса, организовывать обратную связь, активно сопровождать процесс дачи рекомендаций и мягко, ненавязчиво но настойчиво отслеживать выполнение.

Третий тип сопротивления контакту, противоположный интроекции, — проекция. Проецирующие люди обычно не умеют принимать точку зрения партнера по общению, понимать других людей. В ситуации образовательного взаимодействия это выражается в стойком негативизме по отношению к новой информации. Чаще всего такое сопротивление объяснимо личным негативным школьным опытом детства или сложным опытом общения со значимыми взрослыми. Такие родители, пожалуй, самые сложные в общении — упрямые, непримиримые, обидчивые, порой агрессивные. В этом случае необходимо в контакте занимать позицию «понимающего взрослого»: в начале дать возможность родителю «выпустить пар», а после высказать своё мнение и точку зрения.

Четвертый тип сопротивления контакту — ретрофлексия (обращение на себя). В образовательном взаимодействии ретрофлексирующий тип сопротивления контакту проявляется в «психологическом уходе» от контакта: отсутствие контакта глазами, уход от сути деятельности на собрании. В этом случае нужно помогать ретрофлексирующему типу контактировать с другими, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства.

Перечислив типы сопротивления, учитывая то, что родители воспринимают родительское собрание двойственно: и как привычный компонент школьной жизни и одновременно как компонент насыщенный эмоциями и воспоминаниями из собственного опыта, то исходя из типа сопротивления контакту, учителю необходимо тренироваться выстраивать разные отношения с разными родителями: т.е. занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самого педагога и позволила решить поставленные задачи, активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании и родителей и педагога.

Чтобы вас услышали:

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

1. Начало разговора

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким:

 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения;

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей;

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей;

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи (целеполагание – помогает сконцентрироваться), ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...»; Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги;

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. ; Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

2. Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации:

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы; Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь;

Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске;

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах;

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

3.Завершение

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее;

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах;

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений.

Литература:

1. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепции и технологии//Школьный психолог №17-24

2. Битянова М.//Классный руководитель на родительском собрании//Школьный психолог №

3. Можайская И. Сопротивление контакту// Школьный психолог №

 



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Молчание как способ психологической защиты или сопротивление к контакту?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Будущее вашего ребенка. Ошибка родителей № 3
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту
  • Первые шаги к контакту со своим телом (а значит - и с самой собой)
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • На пути к контакту
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Способность к глубокому контакту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь