|
Психотехнологии проведения родительских собранийАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Психологи утверждают, что целью работы с родителями, является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (педагогов, психологов и родителей). Согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности родителей и педагога? Почему родители нередко действуют противоположно педагогам? Почему они, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред, приводят к существенным нарушениям в его развитии и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов? Причины могут быть разными. Прежде всего, нужно отметить наличие недостатка или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления, поскольку в популярной литературе и СМИ для родителей такие знания только в последние годы стали широко освещаться. Следующее, что стоит упомянуть, — это недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом. Однако, быстрая смена социально-экономических условий в стране зачастую делает такое воспитание абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, но наших современников, выросших в советское время, у которых чаще всего отсутствует собственный опыт воспитания детей в новых условиях. Необходимо также иметь в виду, что во взаимодействии с ребенком у родителя могут актуализироваться собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространенное явление, как рассмотрение школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. И наконец, среди причин нужно назвать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда совсем не похоже на домашнее поведение. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для всех сотрудников школы. У психологов, к примеру, может присутствовать излишне теоретизированное представление о путях развития ребенка. Кроме того, им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку. Исходя из этого можно выделить задачи работы с родителями: согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые; согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка; согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений. Говоря о личностно-ориентированном подходе в образовании, мы конечно же стремимся к диалогу не только с детьми, но и с родителями. Диалог как известно взаимодействие двух сторон. Один из основателей гештальт-подхода в психотерапии Ф. Пёрлз говорил, что в общении важна позиция и той и другой стороны. Если хоть одна сторона не стремится к контакту, диалог невозможен. Ф. Пёрлз называл сопротивлением контакту то, что нарушает взаимодействие. Психологическое сопротивление контакту может возникнуть в различных ситуациях, в том числе и встречается оно и на родительских собраниях. Иногда такое сопротивление является либо защитной реакцией, либо творческим приспособлением к действительности, а иногда — устойчивой личностной особенностью. Принимая эту особенность поведенческих реакций, учитель может адекватно реагировать на отсутствие взаимопонимания в общении. В рамках психотерапевтических подходов есть типология этого процесса которая позволяет с помощью наблюдения за поведением человека выявить наличие у него того или иного типа сопротивления контакту. Предлагаю более подробно рассмотреть каждый тип сопротивления контакту и способы его определения. Первый тип сопротивления контакту — конфлюенция, или слияние. Слияние характеризуется отказом от различий и непохожести. В ситуации образовательного взаимодействия родители, с таким типом сопротивления контакту акцентирует внимание не на предмете общения, а на самом процессе, точнее, на его эмоциональной стороне. Такие родители ещё зависимы от прежнего «любимого», «привычного» учителя, от его настроения и моделей поведения, склонны к сравнению. В разговоре часто употребляю фразы «вот мы раньше», «мы делали так-то и так-то», легко присоединяются к эмоциям как к положительным так и к отрицательным. В отношении с родителями такого типа сопротивления необходимо поощрять самостоятельные ответы родителей, сопереживать: «Да, я понимаю, что сейчас Вам сложно, но…..», использовать техники интерактивного общения: круглый стол, обсуждения типа «вопрос-ответ» и т.п. Второй тип сопротивления контакту — интроекция, или поглощение. Родитель с таким типом контакта интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления. Не выбирает, а «проглатывает» все, что ему попадается. Но вся информация не принимается внутри сознания, а как бы отторгается и не способствует развитию у него самостоятельности. Люди с интроекцией стремятся всегда быть хорошими, соответствовать запросам общества, нормам морали –это для более «безопасно». Но это мешает развитию в них креативности и спонтанности. Придя домой с «проглоченной» информацией, родитель не предпринимает никаких действий - «А воз и ныне там». При таком сопротивлении необходимо больше делегировать самостоятельности, поручать родителю дела класса, организовывать обратную связь, активно сопровождать процесс дачи рекомендаций и мягко, ненавязчиво но настойчиво отслеживать выполнение. Третий тип сопротивления контакту, противоположный интроекции, — проекция. Проецирующие люди обычно не умеют принимать точку зрения партнера по общению, понимать других людей. В ситуации образовательного взаимодействия это выражается в стойком негативизме по отношению к новой информации. Чаще всего такое сопротивление объяснимо личным негативным школьным опытом детства или сложным опытом общения со значимыми взрослыми. Такие родители, пожалуй, самые сложные в общении — упрямые, непримиримые, обидчивые, порой агрессивные. В этом случае необходимо в контакте занимать позицию «понимающего взрослого»: в начале дать возможность родителю «выпустить пар», а после высказать своё мнение и точку зрения. Четвертый тип сопротивления контакту — ретрофлексия (обращение на себя). В образовательном взаимодействии ретрофлексирующий тип сопротивления контакту проявляется в «психологическом уходе» от контакта: отсутствие контакта глазами, уход от сути деятельности на собрании. В этом случае нужно помогать ретрофлексирующему типу контактировать с другими, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства. Перечислив типы сопротивления, учитывая то, что родители воспринимают родительское собрание двойственно: и как привычный компонент школьной жизни и одновременно как компонент насыщенный эмоциями и воспоминаниями из собственного опыта, то исходя из типа сопротивления контакту, учителю необходимо тренироваться выстраивать разные отношения с разными родителями: т.е. занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самого педагога и позволила решить поставленные задачи, активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании и родителей и педагога. Чтобы вас услышали: Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов. 1. Начало разговора Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким: Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения; Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей; Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей; Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте... Начните разговор с изложения самой логики встречи (целеполагание – помогает сконцентрироваться), ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...»; Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги; Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. ; Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их. 2. Изложение информации Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации: Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы; Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь; Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске; Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах; Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам. 3.Завершение Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее; Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах; И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. Литература: 1. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепции и технологии//Школьный психолог №17-24 2. Битянова М.//Классный руководитель на родительском собрании//Школьный психолог № 3. Можайская И. Сопротивление контакту// Школьный психолог №
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|