Здоровье подростка и его семья

Автор статьи: 404

В последнее время все чаще в Интернете поднимается тема "Яжматерей", то есть гиперопекающих мам, видящих смысл жизни исключительно в ребенке и столь характерных для нашей культуры. И очень многие взрослые люди активно защищают данную позицию, поэтому я хотел бы напомнить, почему это действительно явление не только неприятное для окружающих, но еще и опасное для самих детей.

Привожу отрывки из своего научно-практического исследования, сделанного несколько лет назад.

В настоящее время растет число подростков больных гипертонической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка, гастритом, сахарным диабетом 2-го типа, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, относящимися к числу психосоматических расстройств (ПСР), т.е. заболеваний, в механизме возникновения которых большую роль играют психологические факторы. Все больше увеличивается число неблагоприятных психологических воздействий, приводящих к подобным расстройствам

Одним из факторов, неблагоприятно воздействующим на психологическое и соматическое состояние является дисгармоничная семейная система. Каждый человек, хочет он того или нет, вплетен в свою семейную систему и это накладывает на каждого свой индивидуальный отпечаток. Всем давно было известно огромное воздействие семьи на жизнь человека. С самого раннего детства ребенок, будучи привязан к родителям (в первую очередь к матери), познает окружающую действительность во взаимодействии с ними. Поскольку они имеют для него решающее жизненное значение, ребенок очень чуток ко всем изменениям, происходящим в семье.

В работах А.В.Черникова, Э.Г.Эйдемиллера, М.Боуэна и др. указывается на  психосоматические расстройства как дисфункциональный стабилизатор семейной системы. И страдают от этого, в первую очередь самые слабые члены семьи (чаще дети и подростки). 

Нами была поставлена гипотеза о выявлении тех семейных факторов, которые взаимосвязаны с заболеванием. Это было очень обширное исследование и вот, что в итоге мы выявили.

В первую очередь конечно, у подростков с наличием эмоциональной зависимости от матери достоверно чаще встречаются психосоматические расстройства. При наличии эмоциональной зависимости от отца такой взаимосвязи получено не было. Именно тревога в отношениях с мамой переживается подростком особенно тяжело.

У больных подростков отсутствует или нарушено переживание безопасности физического пространства, личных вещей. То есть в месте где он живет отсутствует возможность его уединения (нет своей комнаты или в нее в любой момен могут войти, даже когда он не хочет), его личные вещи могут взять без спроса.

Также у подростков с ПСР обнаруживается нарушение независимости социальных контактов, в семье наличествует контроль над социальной жизнью человека. В отличие от них у здоровые подростки в большей степени отмечают у себя в семье право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться родителями.

Все это вероятно, вызвано склонностью родителей к гиперопеке и контролю над всеми сферами жизни таких подростков.

Например, когда родители постоянно недовольны подростком, хотят, чтобы он делал все как можно лучше, но не поощряют того, что он делает, это вызывает повышение тревоги, чувство тягости, когда он приходит домой. Соответственно, это может привести к тому, что подросток будет сознательно или бессознательно стремиться, как можно реже бывать дома. Один из таких путей – болезнь и, как следствие, нахождение в стационаре.

Уровень семейной сплоченности достоверно ниже у подростков с заболеванием и у них выше неудовлетворенность семейной сплоченностью. Это значит, что такие подростки отмечают в своих семьях низкую степень эмоциональной связи между членами семьи, дистанцированность их друг от друга.

У больных подростков в семьях достоверно преобладает разобщенный тип сплоченности, члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.  У здоровых – разделенный и связанный, члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения.

В таких семьях частичное или полное отсутствие иерархии правил («что хорошо» и «что плохо», «что важнее»). Это может выражаться в стремлении навязать ребенку какое-нибудь одно правило, применяя его ко всем жизненным ситуациям безотносительно их содержания.

Интересные результаты по данной методике получились по шкале «морально-нравственные аспекты»: мы обнаружили, что в семьях больных подростков достоверно ниже степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям. Это можно объяснить тем, что внешняя ориентация семьи на активность в культурной сфере («Мы – культурная семья») не предполагает уважения членов семьи к личности и чувствам друг друга. Это может быть, например, связано с авторитарностью одного или обоих родителей. Мнение ребенка в таких случаях либо не учитывается, либо игнорируется вовсе. Родители часто не могут понять, что даже если подросток предлагает что-либо неприемлемое, можно уважать его мнение и его право иметь таковое, то есть, относится к нему как личности. Тоже самое касается чувств. Уважение и принятие членов семьи друг другом – залог гармоничного развития ребенка.

Уважаемые родители! Любите и уважайте своих детей, ведь от этого зависит не только развитие их как личности, но и их здоровье!



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости
  • Характеристики хорошей семьи. Взгляд подростков
  • Почему супруги выбирают друг друга? Внутренняя идентификация семьи.
  • Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростков
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга?
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • "Друг семьи" - как отвадить голубоэкранного друга.
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Почему подростки и их родители так бесят друг друга?
  • Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много.
  • Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?
  • Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Психосоматические семьи. Когда болезнь приносит выгоду.
  • Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Родители подростков. Время перемен.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь