Нейропсихологические основы теоретического моделирования психики.

Для практиков, которые ещё интересуются теориями.

"Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики." (Поговорка.)
"Теория без практики мертва, а практика без теории слепа." (Авторов целая куча: Ломоносов, Суворов, Чебышев, математик Крылов, и др.)
"Нет ничего практичней хорошей теории." (И.Кант, Р.Кирхгоф, Л.Больцман, Л. де Бройль, Э.Резерфорд, Э.Ферми, Н.Бор,  и все другие, кому приписывали авторство этой фразы.)
"Теория - это когда всё известно, но ничего не работает. Практика - это когда всё работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает ... и никто не знает почему." (А.Эйнштейн)

Продолжаю разговор об иерархическом строении психики, начатый в предыдущей статье: Системно-иерархическая модель психики человека
 
Кто её не читал, тому, вероятно, многое здесь будет непонятно. А для тех, кто читал, я как раз и попытаюсь прояснить некоторые моменты, лежащие в основе моей модели. Попутно, может быть, и сам себе что-нибудь объясню. Для тех, кто не желает заглянуть в первую статью, мне придётся кое-что из неё повторить.
 
Советский нейропсихолог А.Р.Лурия обобщил данные практически-исследовательской деятельности в своей теоретической модели мозга. Он выделил 3 основных аппарата мозга, участвующих в осуществлении любого вида психической деятельности. Они были обозначены как функциональные блоки:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования;
2) блок получения, хранения и переработки информации;
3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Данная структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности целиком выдержана в духе триадической схемы. Казалось бы, нет ничего более совершенного, чем эта конструкция, и нет никакой возможности увидеть здесь тетрадичность. Однако, это не так. При более внимательном изучении текстов А.Р.Лурии, мы можем выделить и четвертый блок. Пока же  скажем, что 3 блока в модели А.Р.Лурии хорошо описывают циклический рефлекторный характер работы головного мозга, но при этом дают довольно слабое представление об иерархичности психики, о механизме наращивания уровней психической деятельности.
 
Известно, что второй блок включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых располагаются в задних отделах больших полушарий. Данный блок назовем блоком S (sensus - ощущение), а его функцию – сенсорикой.

Третий структурно-функциональный блок включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Назовем его блоком М (motion – движение), а его роль в психической деятельности – моторикой.
 
Отношение между двумя блоками выразится в виде: S --- M, т.к. блок М «…состоит из аппаратов эфферентного, двигательного типа, находящихся под постоянным влиянием аппаратов афферентного блока» (А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии. Изд. МГУ. 1973. стр.110). К тому же, «…лобные доли осуществляют не только функцию синтеза внешних раздражений…» (стр.118).  
 
Блок регуляции тонуса и бодрствования делится на нижнюю структуру ретикулярной системы, обеспечивающую тоническую (генерализованную) форму активации (реакции пробуждения) или ориентировочного рефлекса, и верхнюю структуру, обеспечивающую фазическую (локализованную) форму ориентировочного рефлекса. Обозначим его как блок В (от английского body – тело, behavior – поведение).
 
Блок В  является основанием для всего последующего движения и развития психики, основанием, которое в синкретической, зародышевой, форме содержит элементы и сенсорики, и моторики, и психики. Именно он непосредственно регулирует взаимодействие между организмом и внешней средой, выражаемое в обмене веществом и энергией (дыхательные и пищеварительные процессы, сахарный и белковый обмен, процессы внутренней секреции и т.д.). Эти телесные (соматические) процессы будем называть соматикой, а взаимодействие между организмом и средой – поведением, т.к. как бы от этого оно качественно ни менялось, оно остается самим собой, и все высшие психические функции находят свое выражение в низших, физиологических процессах.
 
Добавляемый мной блок C (от английского centre – центр; предлог com – компоновать, сопоставлять, объединять, совмещать; concentrate – сосредотачивать), синтезирует в себе противоположности S и М, являя собой некое опосредствующее звено, регулирующее отношения между сенсорикой и моторикой. Блок C - это высшие (третичные) корковые зоны сенсорной и моторной коры. В сенсорной коре это третичная, ассоциативная (неспецифичная) кора - зона перекрытия корковых отделов различных анализаторов (зона TPO - теменно-височно-затылочная зона). В моторной коре это префронтальные отделы мозга, играющие "решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека." (Там же, стр. 111)
Здесь начинается собственно психика. Другими словами, соотношение между блоками мозга вполне соответствуют диалектической формуле:

основание ---------  тезис --------------- антитезис --------------- синтез
соматика  ------- сенсорика ------------ моторика  -------------- психика
      В -------------------- S  ---------------------- M ------------------------- C

Психика – это не что-то оторванное от соматики (или регуляции процессов активации на уровне соматики), это другой уровень ее (С = В'). В этом смысле В и С равнозначны: cello (лат.) – клетка, целостность, тело. Отличны они тем, что блок В  в большей степени участвует в обеспечении внешней деятельности и сохранении внешней целостности, а блок С – в большей мере в развитии внутренней деятельности и обеспечении внутренней целостности. Соответственно, психика в своем дальнейшем диалектическом движении дает новую сенсорику (S'), новую моторику (М'), и новый уровень самой психики (C'):  C  ---  S'  --- M'  --- C'.
Так происходит наращивание этажей психической деятельности.
 
Нейропсихологические основы теоретического моделирования психики


Блок C объединяет все три предыдущих блока в единую функциональную систему.

"Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может самостоятельно осуществлять ту или иную форму деятельности, считая, например, что второй функциональный блок полностью осуществляет функцию восприятия и мышления, а третий - функцию движения и построения действий" (Там же, стр. 121)
"Каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трёх блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом." (Там же, стр 121)
Например, "... восприятие осуществляется при совместном участии всех тех функциональных блоков мозга, из которых первый обеспечивает нужный тонус коры, второй осуществляет анализ и синтез поступающей информации, а третий обеспечивает направленные поисковые движения, создавая тем самым активный характер воспринимающей деятельности." (Там же, стр. 122)

Теперь я могу предложить разные проекции одного и того же - выстраиваемой иерархии психических состояний и процессов:





Нисходящий характер стрелок в срединной части иерархии функций 
С4 --- С3 --- С2 --- С1 --- В   отражает управляющее влияние верхних уровней иерархии на нижние. Восходящий характер стрелок на сенсорной стороне и нисходящий – на моторной стороне, как уже говорилось, символизирует ход процессов от первичных зон к третичным зонам в афферентном блоке и – от третичных к первичным в эфферентном блоке. Тот факт, что «потолок» нижнего уровня является «полом» для верхнего уровня, отражен на рисунке справа, а на рисунке внизу представлен один из принципов иерархического подхода: каждый элемент структуры несет в себе отпечаток строения всей структуры. Этот принцип можно назвать принципом фрактального самоподобия или принципом  голографичности. При дальнейшем укрупнении единиц то, что изображено на рисунке сверху справа, оказывается включенным  в макроуровень В, т.е. уровень более высокого порядка.

Используя любимый Юнгом слоисто-сферический способ изображения взаимного расположения функций, мы можем вышеизложенное содержание выразить в следующем виде:

Здесь В – граница, отделяющая внутреннюю среду организма от внешней, окружающей среды; мембрана, через которую осуществляются процессы обмена (входа и выхода) веществ и энергии. F – факторы внешней среды, воздействующие на организм.  R – реакции организма, подготовленные внутренними моторными процессами.

На рисунке А изображена синкретическая, хаотическая внутренняя деятельность организма, не опосредованная никаким управляющим внутренним центром (диффузная нервная система). На рисунке Б показан этап формирования такого центра, стягивающего к себе все афферентные импульсы и излучающего эфферентные. Рисунок В отражает синкретичность и диффузность самого этого внутреннего центра С, который потом (рисунок Г), эволюционируя, становится внутренне организованным за счет рождения центра следующего порядка, поляризованного на противоположные, хотя и переходящие друг в друга, но все же хаотично действующие сенсорные и моторные процессы. Так происходит внутренняя дифференциация и усложнение психики.

Относительно равнозначен слоисто-сферическому способу схематизации пирамидальный метод:

При таком способе формализации видно, что центр возвышен над основывающими его процессами. Центр есть вершина иерархии, а периферийные функции ложатся в ее основание. (При дальнейшем развитии материала мы будем иметь в виду относительную равнозначность различных формализаций и пользоваться ею). Выгодная сторона пирамидального способа формализации в том, что он дает нам возможность увидеть принципиальную совмещаемость триадических и тетрадических схем. То есть, трехблоковая модель функционирования мозга, разработанная А.Р.Лурией, ничуть не хуже извлекаемой из нее четырехблоковой модели. Это опять таки относительно равнозначные модели, необходимость отделения которых друг от друга продиктована специфичностью задач, решаемых с их помощью.

Сравнивая слоисто-сферический и пирамидальный способы представления иерархии психических процессов, можно отметить любопытную закономерность: вершина иерархии (центр сферы) синкретична и хаотична, низ иерархии (периферия сферы) упорядочён и отлажен. То есть, в "центре управления полётами" царит "полный бардак".

Это не согласуется со взглядами тех  психологов, которые говорят, что содержимое бессознательного находится в хаотическом движении, из-за чего бессознательное обладает огромным запасом энергии, которой заряжает бессознательные комплексы, и они, если не осознаются, довлеют над нами и не дают нам спокойно и нормально жить. А сознание - это такой всё упорядочивающий порядок, при соприкосновении с которым части бессознательного содержания выстраиваются в строгий порядок, стоят по стойке "смирно" и держат равнение на главнокомандующего, т.е. Эго.
 
А тут оказывается всё наоборот! На периферии психики находятся уже построенные, отлаженные и работающие в автоматическом режиме механизмы. И сознание (самосознание, Эго) обращает на них внимание только тогда, когда они при неожиданном изменении и усложнении ситуации во внешней среде совершают ошибки, не срабатывают и подвергают носителя психики опасности что-нибудь потерять. Дело сознания и самосознания - искать решения задачек, подкидываемых жизнью. И поначалу, если это довольно трудные задачки, решение сразу не очевидно, начинаются "муки творчества", размышления, и т.п., то есть хаотичный или более-менее организованный, как в Теории Решения Изобретательских Задач, поиск. Как только сознание (Рассудок, Разум) задачку решило, дало соответствующие указания исполнительным механизмам, оно переключается на другие возникающие проблемы. А если их нет, или Эго их "в упор не видит", отказывается замечать, то погружается в спячку, обременяемую беспокойными сновидениями, поскольку функция сознания - познавать, искать знания, находиться в неустанном поиске.

Другими словами, это сознание по сравнению с бессознательным наиболее энергетично. И горе тому, у кого сознание зафиксируется (зациклится) на чём-нибудь одном, не сможет переключиться на другое,  создаст очаг патологического возбуждения. Да оно сначала разнесёт в дребезги налаженный автоматизм, а потом из него сделает такой автоматизм, который будет разрушать целостную работу психики и мозга. Такие разрушительные автоматизмы будут функционировать как деструктивные вирусы в компьютере, будут давать частые сбои, выдавать большое количество окон (глюков), перегружать систему и давать зловредные команды на исполнительные механизмы нижнего уровня, которые вообще выведут систему из строя.

Даже на уровне обыденных представлений очевидно, что человек в бессознательном состоянии наименее энергичен, а находясь в сознании бодр и активен. Конечно, есть разные уровни бодрости и активности человека в сознательном состоянии, но в бессознательном состоянии (в обмороке или в коме) они приближаются к нулю.

Завершая это "маленькое" отступление, можно сказать, что если бы вершина иерархии была внутри себя упорядочена, то у иерархии не было бы никакой необходимости и возможности расти выше и развиваться.

В заключении я хотел бы для подтверждения своей идеи о существовании четвёртого блока и необходимости кватерного принципа (К.Юнг) в психологии привести здесь видоизменённую схему Н.А.Бернштейна, взятую из той же книги А.Р.Лурии "Основы нейропсихологии". Некоторое переосмысление ей не помешает.

Соотношение различных функциональных уровней нервной системы представлено здесь римскими цифрами:
I – координационный механизм, где кругами (S) и треугольниками (М) обозначены низшие рефлекторные центры спинного мозга и стволовой части головного мозга; II – анализаторно-координационный механизм; III и IV – две последовательные ступени прогрессивного усложнения высших (надосевых) мозговых концов систем анализаторов. М – кора мозжечка. З.б. – зрительный бугор. Дск – комплекс филогенетически более старых формаций коры. П – филогенетически более старая часть подкорковых узлов больших полушарий, паллидум. С – филогенетически более новая часть подкорковых узлов больших полушарий, стриатум.  КП – наиболее поздно появляющиеся в эволюции позвоночных формации полноразвитой новой коры больших полушарий. ПИ – пирамидный путь для проведения к рефлекторным центрам координационного механизма формируемых в коре импульсов произвольных движений. ЭПИ - экстрапирамидный путь для проведения влияния коры больших полушарий на кору мозжечка.   

I –ому, координационному механизму соответствует уровень В в нашем способе формализации эволюционного развития;   
II – ому, анализаторно-координационному – уровень статики, S;
III – ему – уровень динамики, уровень М;
IV – ому – уровень С.

Интересно отметить, что, вырастая из переднего мозга, кора развертывается в виде плаща (pallium) и накрывает задние отделы мозга. Этим как бы осуществляется обратный переход от одной противоположности к другой. Фактически, IV-ый механизм, накрывая собой нижележащие механизмы, объединяет их, снимая, таким образом, противоречия между статикой (II) и динамикой (III) взаимодействия организма со средой. Вектор IV --- II   в нейрофизиологическом плане соответствует более древнему, чем пирамидный тракт (IV --- I), экстрапирамидному пути. Возникающий позже пирамидный тракт указывает на то, что произвольность движений есть конечный пункт в развитии форм регуляции движения.
 
Данный факт иллюстрирует одно из важнейших положений иерархического подхода о замыкании конца эволюционного движения организма на его начало. Другими словами, вершина иерархии имеет непосредственную связь с ее основанием, замыкая тем самым круг и давая начало следующему витку развития, имеющего, как утверждают все философы-диалектики, вид спирали. Именно замыкание конца на начало делает любой объект в мире целостным. Недаром круг символизирует целостность. Число же таких колец в развитии объекта будет означать степень его целостности и степень приближения к подлинному субъекту, к подлинному творцу своей среды, как внутренней, так и внешней.
 
И немного диалектики от А.Р.Лурии:

"Важнейший принцип работы мозга заключается в том, что прежние нервные аппараты сохраняются в нём, но сохраняются, если пользоваться выражением Гегеля, в снятом виде, иначе говоря, сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая иную роль. Они всё больше и больше становятся аппаратами, обеспечивающими фон поведения, принимающими активное участие в регуляции состояний организма, передавая как функцию получения, переработки и хранения информации, так и функции создания новых программ поведения и регуляции и контроля сознательной деятельности высшим аппаратам коры головного мозга."  (Там же, стр18-19).

В следующей статье я планирую перейти к конкретизации абстрактных схем, которые вы сейчас увидели. И конкретизация (наращивание психологического "мяса" на нейропсихологический "скелет") будет касаться соматопсихики - той части психики, которая находится в непосредственном, синкретическом единстве с телом. Если это кому ещё интересно, пожалуйста, отмечайтесь. Иначе загрущу и перестану выкладывать здесь что-либо.  :))



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • "Как избавиться от негативных мыслей. Перезагрузка мозга"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О пользе "Гимнастики мозга".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Свое место". Закон иерархии. Записки расстановщика.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Становление детской психики. Этап "Я родился."
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь