|
К проблеме подросткового суицидаАвтор статьи: Купченко Виктория Евгеньевна
В настоящее время мы всё больше сталкиваемся с совершением подростками случаев суицида. Увеличение статистики вынуждает обращать еще более пристальное внимание специалистов, родителей, общественности к пониманию причин суицидального поведения, путей и способов его предотвращения. Суицидальное поведение — намеренное желание лишить себя жизни. При изучении случаев суицидального поведения важно учитывать традиционное разделение суицида на истинный, демонстративный и скрытый. Истинный суицид определяется желанием умереть, он заранее и достаточно длительно планируется. Обычно в поведении подростка заметны признаки суицидальных намерений: угнетенное настроение, депрессивные состояния, мысли и разговоры о смерти, об уходе из жизни. Истинный суицид — редкое явление в жизни подростка. Гораздо чаще в практике работы с подростками мы сталкиваемся с демонстративным суицидом, который не связан с желанием умереть, а является способом обратить на себя внимание, призов о помощи, попыткой шантажа. Также в подростковом возрасте увеличивается проявление так называемого скрытого суицида. Скрытый суицид или косвенное самоубийство не отвечает строгим признакам суицида, это действия и поступки, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. Это виды поведения, напрямую связанные с риском (рискованная езда на автомобиле, хождение по крышам, занятия экстремальными видами спорта и др.). Значимым вопросом в понимании суицидального поведения у подростка - определение причин данного поведения. Безусловно, суицидальное поведение является результатом влияния не одной, а комплекса причин. Среди ключевых причин, на наш взгляд, является нарушение детско-родительских отношений, несформированность концепции смерти, влияние молодежной субкультуры, СМИ и интернета.
Современное общество всё больше сопровождается ростом технического прогресса, инновациями в технике и промышленности. К сожалению, развитие данных сторон общества сопровождается всё большими трудностями взаимопонимания современных родителей и их детей. Это выражается в недостатке доверия и близости между родителем и ребенком, завышенных категоричных родительских требований и ожиданий, распространению безразличия и отсутствия внимания родителя к жизни подростка.
Традиционно в исследованиях суицидального поведения отмечается, что концепция смерти приближается к адекватной к 14-15 годам. До этого возраста ребенок обычно не может осознавать по-настоящему конечность жизни, необратимость смерти. Современный родитель часто обходит стороной тему смерти в общении с ребенком в силу собственной непроработки темы смерти, занятости, незнания как нужно/ можно говорить о смерти. Затяжной характер формирования концепции смерти усиливается частым увлечением современного подростка компьютерными играми, в которых повсеместно проявляется факт воскрешения умершего/ убитого, концепция множественности жизней.
В настоящее время можно смело сказать проявляется бум фактов о наличии групп смерти в сети Интернет, имеются художественные произведения, читаемые подростками, в которых пошагово описывается суицид. Подросток в силу незрелости психики и вовлечению в виртуальную реальность оказывается уязвленным и подверженным деструктивным разрушительным влияниям. Провокаторами суицида у подростков также могут выступить несчастная любовь, потеря близкого человека, несданный экзамен/ плохая оценка, конфликты в семье или со сверстниками. Как же можно защитить подростка от суицида? Один из эффективных путей профилактики и предупреждения суицида у подростка — повышение родительской компетентности, среди важных параметров которых следует назвать: создание и поддержание доверительных отношений родителя с подростком, быть внимательным и чувствительным к потребностям, проблемам подростка. Важно понять, чем увлекается и живет подросток в виртуальном и реальном мире. Важно не поддаваться панике. Суицидальное поведение не бывает "решением пяти минут". Вовлечение в группу смерти, планирование суицида имеет определенный временной период и проявляется в поведенческих признаках. Подросток демонстрирует депрессивное, нетипичное настроение. Депрессивное состояние подростка может проявляться нарушением сна, потерей аппетита, унынием, скукой. Вовлечение в группу смерти сопровождается нетипичным поведением (просыпанием ночью, самоповреждающими действиями).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|