Как вырастить детей счастливыми?

Автор статьи: Елена Тухарели

Не воспитывайте своих детей, все равно

они будут похожи на вас, воспитывайте себя.

Английская поговорка

        Одна из основных задач в воспитании ребенка – найти ответ на вопрос – как вырастить ребенка счастливым? Как обеспечить ему тот ресурс, заложенный в детстве, который позволит ребенку быть успешным, чутким, здоровым физически и психологически, и просто человеком, умеющим искренне получать удовольствие от жизни. Но как часто взрослые задумываются об этих вопросах, подменяя эту глобальную цель более бытовыми, всегда ли мы сами задаем себе этот вопрос при воспитании детей? Зачастую этот путь начинается с более повседневных вопросов – как заставить ребенка убирать игрушки, слушаться взрослых, делать вовремя уроки, как развивать интеллект и так далее. Ответ: заставить – никак, если мы и правда взяли на себя ответственность за счастливое детство ребенка. Подобные вопросы, несомненно, очень важны в воспитании и становлении личности, в детстве мы привыкаем к самодисциплине, усваиваем правила, учимся делать то, что не всегда хочется. Но есть более глубокие корни, позволяющие или наоборот, мешающие воспитать счастливого ребенка. Рассмотрим, с чего все начинается.

Счастье по наследству

        Счастье ребенка начинается с счастливых взрослых, прежде всего – его родителей, затем и окружения, бабушек, дедушек, братьев, сестёр и других значимых родственников. Семья – это определенная система, со своими устоями и закономерностями, тесно связанная всеми своими членами. Настроения, состояния, болезни, изменения, происходящие с одним членом семьи, всегда влияют на других участников системы, осознанно или нет. Особенно тесная и важная взаимосвязь устанавливается между ребенком и родителями. Дети, особенно маленькие, очень чувствительны к эмоциональному состоянию матери. Если маму что-то тревожит, беспокоит, пугает – это неосознанно предается ребенку. Он начинает сам испытывать непонятный страх, болеть, переживать, сам не осознавая зачастую, почему. Если мы хотим воспитать ребенка счастливым, надо начинать с себя.

        Во-первых, важное значение имеет, так называемая психологическая «проработанность» самих родителей. Их готовность к этой роли в полноте всей ее ответственности. Не столько за еду, сон и другие базовые потребности своего ребенка, но и за формирование здоровой психики, а следовательно - здоровой личности у ребенка. Когда родители не перекладывают ответственность на ребенка за свою не сложившуюся жизнь, не обвиняют в том, что он хочет стать фрилансером, а не как они мечтали в детстве и не стали – врачом или инженером. Счастье наших детей в том, что они не являются нашим продолжением в прямом смысле этого слова. Они могут и имеют право не хотеть продолжать трудовую династию, не хотеть быть «как дедушка». Ребенку важно иметь возможность выбирать свой путь и получить на нем поддержку близких людей. Когда родители умеют не только слушать, но и слышать своего ребенка, а не компенсировать через него свои комплексы и неудовлетворенные потребности – тогда закладывается очень важная база в формировании устойчивой психики как залога здорового и счастливого будущего вашего ребенка.   

        Во-вторых, очень важно то, зачем решили родить ребенка. Если ребенок рождается «что бы было не скучно», когда смысл семьи переключается только на детско-родительские отношения, вопрос – могут ли ему дать той любви и ощущения безопасности, которое необходимо ребенку с рождения. Да, с ребенком и правда не соскучишься, но вот дальше что…Бывает, что ребенок рождается потому что «надо», причем надо обществу, родственникам, а не самим родителям. Конечно чувства, ответственность, осознание могут прийти после, но, если этого не случится, на кого ляжет воспитание, уж точно не на общество, а на не готовых к этому родителей. Опять возвращаемся к готовности родителей осознавать потребности самого ребенка, а не перекладывать на него ответственность за свои неудачи.

        Когда ребенок растет в атмосфере благополучия, в окружении удовлетворенных жизнью людей, он это чувствует, у него уже формируется навык как стать таким же счастливым в будущем.

Что же мотет еще повлиять на счастливая детство и развитее ребенка, кроме счастливых взрослых? Рассмотрим основные пути счастливого взросления:

  1. Свобода в развитии. Свобода не означает вседозволенность или безразличие. Это возможность ребенка самому проявлять свой потенциал, свои способности, интеллект. Основной огромный скачок ребенок проходит как раз в детстве. Тогда же формируются основные установки и фундамент личности ребенка. Ребенку важно испытать свои силы, узнать свои возможности, понять «что будет, если». В таких исследованиях ребёнок развивается, формирует свою любознательность. Как часто мы за стремлением оградить ребенка от всего, отвращаем его от исследовательского рефлекса? Внушаем, что мир не безопасен. Но без базового доверия к миру счастье ребенка весьма условно. Дети любят задавать вопросы, познавая мир и социальные законы. Есть даже такой возраст «почемучек». Если взрослый хочет вызвать отторжение к процессу познания, он говорит – «зачем ты это делаешь, это ерунда. Тебе рано знать» и тд. Тем самым происходит обесценивание потребностей и желаний ребенка, они это слышат, как «не интересуйся этим, не задавай вопросы, делай что скажут». Тем самым, взрослея, дети теряют склонность к исследованию мира и анализу, привыкая жить по отмашке родителя «как лучше».
  2. Наказания. Очень болезненная и актуальная тема во все времена. Ребенок должен знать за что именно его наказали. Важно четкое обозначение его проступка, а не просто потому что он плохой. Ребенку важно дать осознать границы дозволенного, что можно, что нельзя, тогда и наказаний за их нарушение будет меньше. При этом нужно не забывать о том, почему именно это нельзя. Объяснить ребенку к чему может привести такое действие или поступок, а не просто голословное утверждение. Можно обыграть какие-то воспитательные ситуации в игровой форме, в виде сказки. Не зря в нашей культуре так много поучительных сказок.  
  3. Двойные стандарты. Этот термин означает, что нет единой системы воспитания и требований в семье к ребенку. Сегодня это можно, завтра – нет. Мама говорит одно, бабушка – другое. Важен личный пример поведения взрослого, например, когда ребенка ругают за беспорядок, но сами же родители мусорят и не моют посуду. Ребенок впитывает не слова, а ваши действия. Ситуация двойных стандартов очень губительна для психики ребенка, поскольку у него не формируются границы того, что можно и нельзя, нет понимания структуры требований родителей, нет чувства безопасности, так как он не знает, а как сегодня мама отреагирует на его поступок. Нормы и правила для ребенка должны быть едины у всех членов семьи.
  4. Позволить ребенку ошибаться самому, набить свои «шишки». Разумеется, если ситуация не экстренная и не влияет на безопасность. Например, когда играя, ребенок испытывает затруднение, реакция родителя – прийти на помощь, дать понять, что сам ребенок не справится. Тем самым мы лишаем его возможности анализировать свои действия, учиться на ошибках, постепенно вырабатывать верное решение и самое главное – радости от своих побед. Если ребенок чем-то занят, не вмешивайтесь. Дайте ему возможность самому добиться успеха, не критикуйте, не решайте за него. Это напрочь отбивает желание то-то делать и достигать. Дать возможность ребенку попробовать самому – это ваше уважении к его стараниям и интересам. Пусть сам завяжет шнурок, хоть и не с первого раза, но это будет еще один шаг к самостоятельности и самодисциплине.
  5. Понять ребенка. Что же это значит – знать его потребности, учитывать их и считаться с ними. Речь не только про базовые, но и желания, способности, склонности ребенка. Потребности меняются по мере взросления, но если взрослый умеет их слышать с детства, то это способствует доверительным отношениям и помогает понять ребенка и в дальнейшем.            Родителям всегда будет полезно интересоваться чем живет и увлекается их ребенок. Что для него и для его ровесников сейчас значимо, модно. Это поможет найти общность интересов со своим ребенком. Воспитание счастливого ребенка счастливой личностью – задача сложная, но решаемая. Если мы будем помнить о себе, работать над установками, убеждениями. Для ребенка важно видеть личный пример родителей. Хотите воспитать счастливого ребенка – станьте счастливыми сами.                           

 



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как воспитать богатого ребенка, если вы сами не богаты. Пять самых действенных советов
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как воспитать счастливого ребенка
  • Как воспитать счастливого ребенка?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь