Помощь в кризисе и суицидоопасном состоянии

Влечение к смерти называют суицидальностью, а влечение к жизни – витальностью.

Эти две тенденции равно присутствуют в человеке, и их борьба обусловливает наше состояние и активность в жизненном пространстве.

Суицидо-опасное состояние и поведение могут возникать не лишь под действием психического расстройства.

При возникновении сложнейшей, труднейшей и тягостно переживаемой жизненной ситуации человек может испытывать:

Эмоционально, как антивитальные переживания, такие как переживание себя обузой, тревожность, одиночество, так и суицидальные (сильнейшая душевная боль, безнадежность, беспомощность, отчаяние).Когнитивно – ригидность, дихотомическое (чёрно-белое) мышление, ошибки мышления (катастрофизация, персонализация, сверхобобщение).На уровне поведения – деструктивные способы совладания, влекущие дезадаптацию, симптомы разного рода, зацикленность, стереотипии, манипулятивность, подозрительность, избегание людей…

Есть идея – «Как мы думаем, так мы и живём».

Типичные ошибки мышления:

Дихотомическое мышление

(также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле «все или ничего»): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник».

«Катастрофизация»

(также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.

Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать».

Обесценивание позитивного: 

успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло».

Эмоциональное обоснование

, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что Вы так чувствуете (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником».

Навешивание ярлыков:

наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: «Я неудачник», «Он зануда».

Магнификация/минимизация: 

оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный».

(Из книги Джудит Бек «Когнитивная терапия: Полное руководство»)

Совсем неважно, что вызывает у человека кризисное, суицидоопасное состояние – ошибки мышления или подавленное настроение, или социальная дезадаптация…

Важно то, что когда человек находится в этом состоянии, у него идёт психологический сбой во всех трёх сферах функционирования и в целом кризис характеризуется:

1) сужением сознания, искажением восприятия;

2) отказом адаптивных механизмов;

3) отказом систем внешней поддержки.

В первую очередь требуется понять ключевую вещь – это состояние, следствие заболевания человека или же, это результат влияния сил, внешних по отношению к нему, есть ли внешний стрессор?

Причём, оценивая это, важно не ошибиться – ибо стрессоров может быть полным полно и при наличии заболевания, и тогда случай в компетенции врача.

Хотя и не целиком и полностью. Психолог и в этом случае может быть полезным, но в пределах своей компетенции.

В зависимости от понимания этого, зависит и стратегия оказания помощи.

В случае развития у человека кризисного, суицидо-опасного состояния, специалист суицидолог, опытный психолог, работающий в службе экстренного реагирования «Телефон Доверия», использует метод кризисной интервенции – это адекватная психологическая помощь человеку, переживающему кризисное состояние. Его цель – достижение лучшей адаптации, баланса, как минимум – предотвращение катастрофы. Развитие – в перспективе.

Подготовленный специалист знает следующие аспекты кризиса, что помогает ему организовать адекватную помощь:

1. Кризис имеет чёткое датирование, фиксацию в пространстве и времени.

Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями.

Безотлагателен.

2. Всегда имеет причинность:

  • Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
  • Кризис может возникнуть, как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»).

3. Кризис вызывает сильнейшие эмоции у человека, в обычной жизни не происходящие, и требует адаптации, вызывает напряжение всех адаптивных сил. 
Эмоциональные переживания могут быть разных знаков. 

4. Кризис разделяет  жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

Суицид является следствием развившегося кризиса, конфликта неудовлетворённой актуальной потребности и невозможности обойти препятствия, разрешить конфликт на фоне социально-психологической дезадаптации. Это намеренное лишение себя жизни.

Парасуицид – действия, направленные на привлечение внимания, его цель не лишение себя жизни. Хотя состояние столь же тягостное, сложное в регулировании, и требующее внимания специалистов.

Нельзя отмахиваться от человека, успокаиваясь идеей, что он хочет лишь привлечь внимание таким способом.

Тем более, когда речь идёт о несовершеннолетнем – высоко влияние свойственных возрасту порывистости при недооценке риска. Источником служит неблагополучие жизненных обстоятельств, а недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств приводит к роковому шагу. Подросток не располагает сформированным навыком решать возникающие проблемы.

Могут быть и иные обстоятельства, отягчающие жизнь человека, с которыми самостоятельно справиться он не может.

Кризис наносит удар по привычным представлениям личности человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, сбиваются механизмы саморегуляции, неопределёнными становятся представления о будущем, теряются устойчивые связи, сознание  суживается до переживания беспомощности и безнадежности, отчаяния  – верные признаки суицидальных тенденций.

В научных представлениях на суицид описаны 5 типов мотивации к суициду:

  • Протест – «Так вам и надо!» – вызов – «Смотрите, до чего вы меня довели!»
  • Призыв – «Помогите!» – беспомощность;
  • Избегание – «Я больше не могу этого выносить…» – беспомощность и безнадёжность;
  • Самонаказание – «Так мне и надо» – облегчение, торжество справедливости под давлением чувства вины;
  • Отказ – «Я ухожу» – спокойное решение.

Среди них лишь одна направлена на уход из жизни, стремление к смерти.

4 других описывают страдания человека, который не находит иного выхода из возникшей трудной жизненной ситуации, тягостного состояния в связи со сложившимися на этот момент личностными отношениями, обусловливающими его положение и состояние и его суицидальный акт – отчаянная попытка прекратить болезненный поток сознания.

Суицидальный риск оценивается по степени проработанности идеи лишения себя жизни:

Переживания – от антивитальных (без чётких представлений о смерти) до суицидальных (чувства безнадежности, беспомощности, отчаяния).

От размышлений, высказываний до замысла.

Подготовка (завершение дел, передача, дарение вещей на память, составление завещания, завершение отношений, прощания, составление записки, предсуицидальный разговор).

Планирование (время, место, способ).

Намерения – детальное подготовка – установление времени, выбор места, выбор средства, приобретение средств, сценарий суицида.

Оценка  силы намерения = готовности – осознанность, решимость, воля, силы, превышение степени выраженности суицидальных переживаний над витальными, продуманность плана, доступность и летальность средств.

Суицидальный акт.

Постсуицид (в случае срыва попытки).

Постсуицид – это период после попытки суицида, человек переживает состояние, требующее особого внимания специалистов и близких людей. Повторные попытки не обязательны, но возможны, особенно в силу продолжающегося кризиса, давления обстоятельств и невозможности найти подходящее решение.

Специалист различает суицидальную готовность и повод.

Первая возникает на фоне длительных ударов судьбы, психотравмирующих переживаний либо одного, но крайне сильного и точного по отношению к уязвимости личности.

У подростка повышается чувствительность к боли – теперь и самая малость может вызвать невероятно бурную реакцию, нарастает агрессивность, обнаруживается неспособность противостоять житейским невзгодам.

Он, как бы, возвращается в детство (регресс).

Поводом для самоубийства могут послужить и вполне безобидные вещи.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи.

Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир (рай), она также видится способом наказать обидчиков – отмстить.

Сам суицид у подростков регулируется скорее порывом, в нём нет продуманности, взвешенности, точного просчета.

Суицид воспринимается подростками в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как мужественное решение – «Смотрите, какой я молодец! Помните меня, скорбите обо мне! Так вам и надо, что вы меня потеряли!»

Психологический смысл подросткового псевдосуицида

В последнее время специалисты отмечают случаи суицида подростков, в которых нет смысла.

– Это игра, в стремлении вызывать зачарованность, изумление – «А ну-ка посмотри!»

Смерть не представляется, и она не является целью, напротив, целью является особая жизнь, в виде желательного внимания к своей персоне.

Демонстративность, игра на публику, иногда избранных лиц. Но нередко и в их отсутствие в своём воображении – и тогда говорят о том, что подросток заигрался.

Это поведение сопряжено со снижением критико-прогностических способностей.

Социально-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом случае в своих специфических формах.

К моменту зарождения суицидального поведения и далее, по мере его развертывания, вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идёт по общему конечному пути, сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации. 

Т.е. человек оказывается в состоянии беспомощности, безнадёжности, он переживает отчаяние.

Депрессия, по А. Беку, характеризуется «когнитивной триадой», отражая три основных паттерна негативных оценок – себя, окружающего мира и своего будущего.

Предпосылка суицида:

  • апатия,
  • социальная изоляция,
  • отсутствие смысла в жизни,
  • неверие в личные перспективы,
  • снижение творческой активности в результате психологической травмы.

... 

Ключевая роль помощи человеку в кризисном, суицидо-опасном состоянии состоит в своевременности его обращения за помощью и квалификации специалиста.

... 

#Берегите_себя — #думайте_о_жизни!

С Вами Юрий ИОНОВ

Коллегам предлагаю профессиональное сопровождение в кризисном консультировании, краткосрочном позитивном консультировании Вебинары "Помощь в кризисе" 

WhatsApp +79881837855



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Почему все так? За что мне это?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь