|
Встреча со смертью и синдром годовщиныАвтор статьи: Виктория Аркадьевна Надеина
Синдром годовщины описан Анн Анселин Шутценбергер. Суть его в наличии повторяющихся сценариев в роду, закрепленных определенными датами, например – дни рождения или дни смерти в один день и месяц, но в разные годы у разных членов одной системы.
Я бы хотела в этой статье поговорить о явлении, с которым неоднократно встречалась в практике. Есть обращения людей, некогда утративших близких в связи со смертью последних, и возвращающиеся душой к ним примерно за месяц - два до памятной даты в текущем году, через переживания глубинной тревоги, тоски, апатии, утраты интереса к текущим заботам и делам. Эти состояния иногда расцениваются как рекуррентное аффективное расстройство. Нередко люди так и говорят: «пройдут поминки и мое состояние улучшится, мне бы пережить этот период». В общении с ними по поводу переживаний, связанных с глубинным беспокойством, помогающими практиками, которые они используют для собственного облегчения, и переживаний, связанных с желаемым состоянием при улучшении - я ощущаю их присутствие как буд-то в двух мирах. В одном - много покоя, тишины, смирения, это транслируется позой, мимикой, взглядом в незримое пространство, рассказами о снах с участием умерших, их посланиях. Зачастую сообщается об уверенности, что там - все хорошо, а свое тревожное или депрессивное состояние осознается как собственная боль утраты. В другом – чувствуется много жизни посредством экспрессии радости, гордости, любви через улыбки, жесты, искрящийся взгляд, когда рассказ идет о своих планах, о своей деятельности, текущих заботах о близких, о своих увлечениях, уходе за животными и растениями.. Пребывая в контакте с человеком (собирательный образ), делясь своими наблюдениями, расспрашивая его переменно об этих разных состояниях его души – текущем и желаемом, слушая его ответы, улавливается еще нечто, тонкий переход от одного к другому. И человек начинает делиться тем, что он чувствует связь со своими умершими родными. Он говорит о любви, которая их связывает. И он может говорить об осознании, что эта связь отлична от того периода, когда они были живы, она трансформирована, и он чувствует эту разницу. Но главное, что она есть, она поддерживает, наполняет теплом и придает сил жить дальше, свидетельствует ему о том, что он еще жив и у него еще есть задачи в жизни.
Чувствование и осознание этих связей – ресурс, облегчающий текущее эмоциональное состояние. С системно-расстановочной точки зрения синдром годовщины похож на динамику «следования за...» Если расставить клиента, его состояние как симптом и то состояние его жизни, которое ему хочется все таки обрести, то картина может быть следующей: заместитель клиента может быть обращен к симптому и не смотреть на желаемое состояние эмоционального подъема, радости, легкости, - т.е. в свою жизнь. В симптоме может проявиться связь с трагической ситуацией, умершим родственником или родственниками, и связи между ними. А решением – разделение контекстов жизни и смерти, признание существующей связи с уважением, нередко с получние ресурсов - любви, благословения с благодарностью - после этого может появиться желание обратить взгляд в свою жизнь. Еще статьи по теме утраты и горевания: Встреча со смертью в процессе горевания Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|