|
Работа с субличностями подростков с помощью МАК.Автор статьи: Инга Александровна Козленкова
Чем больше мы знаем себя, чем больше признаем за собой наличие разнообразных черт и проявлений, тем эффективнее мы можем действовать. Как правило, подростки признают в себе какую-то одну сторону (чаще всего ту, которую «отражает» ближайшее окружение) и взаимодействуют с миром только через нее. Понятно, что однотипное поведение и самопредъявление может порой усложнить жизнь подростка и не дать желаемых результатов. Именно поэтому важно помочь ему увидеть и признать многообразие своей личности и научить его как-то с этим обходиться. Предложенная методика позволяет подростку:
Данная методика может проводиться как при индивидуальной, так и при групповой работе. В моем примере описана групповая работа с МАК «Persona» и «Teenagers». Ход работы: 1. Из разложенных на столе портретных колод предложить участникам выбрать пять карт, которые им как-то откликаются. Не важно, позитивные ли вызывает карта чувства или негативные, главное, что она не оставляет их равнодушными. Т.к. у меня портретных колод мало, то к «Personа» я добавила различные портретные и образные карточки из других имеющихся колод. Для каждой карточки мы даем участнику полосу бумаги (А4 разрезанный на пять частей) и скрепку. Участник прикрепляет скрепкой карту к бумаге, свободное пространство заполняя ответами на вопросы относительно данной карты:
Предварительно я обычно провожу демонстрационное описание какой-нибудь карты (не карты участника), где мы вместе отвечаем на вопросы. Это помогает снять напряжение и включить фантазию, позволить себе говорить первое, что пришло в голову. Данная работа позволяет участникам «оживить» свои субличности, всмотреться в них и в целом ближе познакомиться. В итоге у каждого получается пять профилей: 2. Далее я прошу ребят внимательно к ним присмотреться и сказать, какие из персонажей похожи на них, а какие точно не похожи. Иногда бывает так, что хорошо интегрированный подросток признает в себе все пять из выбранных субличностей. И это конечно хороший, хоть и редкий показатель. Чаще в моей практике получалось, что ребята признавали две-три субличности, а остальные отрицали. Причем к непризнанным могли относиться абсолютно разные аспекты личности: ум, агрессия, решительность, тревожность, рациональность, дружелюбие и т.д. Если подросток говорит, что эти карты точно не про меня, то я прошу объяснить почему он так думает, а потом предлагаю их отложить на другой край стола. В итоге получается две «кучки»: одна – то, что в себе признает подросток, а вторая – то, что он в себе отрицает. 3. Ну а дальше начинается самое интересное. Мы садимся в круг. У каждого участника перед собой 5 карточек. Я достаю колоду «Teenagers» и мы начинаем игру «Найди выход из ситуации». Для этого кем-либо из участников вслепую из колоды вытаскивается карта. Я говорю, что на этой карте обозначена какая-то проблемная ситуация. Участник, вытянувший карту, формулирует, что это за ситуация. Далее я предлагаю каждому посмотреть на своих пять персонажей (и признанных и непризнанных) и решить, кто из них способен справиться с проблемой. Практически у каждого на любую ситуацию находится тот или иной персонаж, который способен ее разрешить. Например, была обозначена проблемная ситуация «Подросток идет по темному переулку, а там стоят трое и явно намереваются с ним «познакомиться». Кто-то справляется с ситуацией с помощью своего «Хитрого» персонажа, кто-то подключает субличность «Дипломата», кто-то «Актера», «Начальника» и даже «Шута». У всех ресурсы разные, но так или иначе большинство участников справляются с проблемой своим способом. Это хорошо помогает признать ценность своей индивидуальности и неповторимости. На разные ситуации подростки актуализируют свои различные субличности. И даже те, которые они отрицали, при определенных обстоятельствах им оказываются очень нужны. Это помогает участникам пересмотреть свое отношение к отвергаемым сторонам и легче интегрировать их. По окончании игры мы смотрим, все ли персонажи были использованы; кого чаще всего участники использовали; если есть неиспользованные персонажи, как им кажется, в каких бы ситуациях они пригодились; изменилось ли их отношение к отрицаемым частям своей личности и т.д. Занятие рассчитано на два часа при количестве участников 7-10 человек. P.S. В моей практике это всегда было одним из самых глубоких и интересных занятий. Чего и вам желаю! :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|