Течение долгого времени австрийский психолог З.Фрейд пытался описать структуру психики. Выявляя компонент, который придает структуре психики целостность, он указывал на «сознательнное Я» сексуальность и нарциссизм.
Если обобщить концепция Фрейда, можно сказать следующее. Психика человека не связана напрямую с нервной системой, она является определенной динамическим аппаратом. Психика существует по тем же законам физики биологии как и вся природа.
Фрейд большое внимание уделял бессознательному. Он считал, что такие, с одной стороны, случайные явления, как сновидения, оговорки, описки, являются существенными и значимыми.
Важное место в становлении развитии психики занимает культура, в которой живёт индивид. Различные образы, слова, действия несут определенный смысл и по-разному влияет на каждого человека (радуют, огорчают, побуждают к чему-либо и так далее)
Описывая психику Фрейд выстроил 3 взаимодополняющих модели:
-топическую;
-экономическую;
-динамическую.
Топическая модель психики включает в себя 2 варианта. В первый вариант входят сознание, предсознание, бессознательное.
Да Фрейда сознание приравнивалось к психике. Фрейд утверждал, что сознание - это лишь видимая часть психики. Его можно сравнивать с айсбергом, у которого основная часть находится под водой, вне поля зрения. Функциями сознания является внимание и сосредоточенность, с их помощью понимается смысл слов и действий, которые затем идёт более глубокие слои психики.
Предсознание- слой психики, который находится между сознанием и бессознательным. Взаимодействие с окружающим миром происходит с помощью сознания, но принятие решений, различного рода реакции контролируются нашим предсознанием. Оно является стеной, преграждающей путь в сознание психотравмирующим мыслям и желаниям. В предсознании накапливается информация, которая может быть доступна сознанию в отличие от материала, находящегося бессознательной сфере.
Бессознательное- устойчивый глубинный слой психики. Механизмы бессознательного является сутью психодинамической теории Фрейда и объектом психотерапии. Данная сфера психики- это и наиболее раннее образование. Его цель- реализация влечения любой ценой
Сознание и бессознательное большинстве своём противоположны друг другу. Сознание дает понятие о различиях, границах, возможность воспринимать что-то новое; бессознательное же, наоборот, имеет задачей поддержание одинаковых черт и свойств как личности, так и общества в целом. Сознание в случае разного рода конфликтов стараются избавиться от них при помощи целенаправленной работы или вытесняя их в бессознательное, которое, в свою очередь, нечувствительно к противоречиям.
Сознание, предсознание и бессознательное взаимодополняют друг друга, но и противоборствуют. Именно этот конфликт является источником развития личности.
Второй вариант топической модели психики включает в себя в "оно", "Я", "Сверх-я".
«Я» приближено к понятию личности и часто оценивается ею как хорошее или плохое. Встречаются люди, которые ценят себя по достоинству, а есть те, у кого низкая самооценка. По Фрейду, «Я»- это в большей степени бессознательное составляющая, которая развивается только в условиях социума.
В раннем детстве поведение ребенка подтверждено указаниям «Оно», поэтому он капризничает, злится и требует повышенного внимания к себе. Со временем такому поведению противодействуют взрослые, и ребёнок, привыкая к этому, получает возможность адаптации в социуме, а «Оно» уже не имеет такого влияния, как раньше. Начиная с самого своего возникновения, «Я» как нечто промежуточное находится под давлением между «Оно» и «Сверх-Я», поэтому пользуется различными механизмами защиты, сдерживания, ограничения и так далее.
Врожденные влечения составляют сущность «Оно».
По Фрейду, есть три вида влечений: к жизни (созиданию), сексуальные и влечение к смерти (разрушению). «Оно» живёт по принципу удовольствия, не разбирая, что хорошо, а что нет. «Я» и «Оно» у каждого человека развиты в разной степени, что в состоянии проявляться внешне. Субъект, у которого хорошо развиты обе составляющие психики, представляется сильным, ярким, контролирующим себя. Если доминирует «Я», то человек кажется педантом; если верх берет «Оно», то человек будет выглядеть эгоистом.
«Сверх-Я»- это отражение социального мира, общественных правил, норм и моральных запретов. «Сверх-Я» несет функцию совести, обладает волевым, эмоциональным и смыслосодержательным компонентами.