И. П. Павлову принадлежит идея о противоборстве двух инстинктов самосохранения и выживание вида. Если вспомнить старую схемы устройства человека (не знаю откуда больше из эзотерики или индусской философии), то в целом получается вполне стройная картина психики (желание сделать пост возникло после разговора с профессором Табидзе — http://goo.gl/sILUfW).
О механизмах социальных конфликтов. Профессор Табидзе А. А.
Бывает так, что изобретение известно, а об авторе никто не знает. Когда-то писал об аутогенной тренировке 2.0 — http://goo.gl/p7AFR9, пожалуй, это лучшая аудио- программа на русском языке. На это раз предлагаю в краткой форме ознакомиться с подходом профессора к изучению психики. Не могу выложить статью полностью (в ноябре только), поэтому если непонятно, то подождите, материал для жадных на знания!
Табидзе Александр Александрович - доктор физ.-мат. наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ.
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением. М. В. Ломоносов
❶ Учитывая психологическую многогранность эмоциональных выражений личности, был проведён поиск и выбор методов диагностики, способных наиболее широко представить эту многогранность. Решению этой задачи наиболее полно соответствовали следующие два метода.
Первый – стандартный тест Кеттелла 16PF-A, раскрывающий 16 полярных психологических качеств характера. Интерпретация результатов теста нами была модифицирована с учётом требований клинической психологии. Поэтому пользователь имеет возможность выбора любого варианта интерпретации теста – стандартной или модифицированной.
И второй метод – приборный (электропунктурный по методу Накатани), демонстрирующий активность и синтонность 12 функциональных систем организма. Синонимы синтонности – функциональная согласованность между собой этих систем, соответствие, гармоничность. Имея в руках психологический и психофизиологический портрет, можно с определённой степенью вероятности предопределять качество внутренней жизни, поведенческие реакции и болезненные состояния.
❷ Несомненно, что физиологические дисфункции вызывают у человека определённое внутреннее состояние психологического (эмоционального) дискомфорта, которое усиливается в стрессовых и конфликтных ситуациях. Эти стационарные негативные состояния с одной стороны выражаются во внутренних дискомфортных переживаниях, а с другой стороны, обеспечивают влечение к соответствующему действию, наиболее вероятно, к деструктивному.
❸ Авторская модель - четырёхчастная. Она представляет собой экипаж. Бессознательному (инстинкты, безусловные рефлексы) отводится два элемента – карета (физиологическое появление бессознательного – вегетативно-эндокринные реакции на психологические состояния комфорта и дискомфорта) и лошади (психологическое проявление бессознательного в виде состояний комфорта и дискомфорта), кучер представляет сумму подсознания (условных рефлексов) и сознания, и четвёртый элемент отражает духовность. В нашей модели духовность (хозяин, совесть) является аспектом психического.
Помним, что основной психический принцип живой материи – гедонистический, стремление к состоянию комфорта и избегание дискомфорта.
● Например. Телесная сфера достигает состояния ком-
форта через насыщение, подкрепляемое гормонами на-
сыщения, основной из которых – лептин.
●Эмоциональная сфера достигает состояния комфорта через наслаждение подкрепляемое гормонами наслаждения, любви, нежности, счастья – это окситоцин, серотонин и др.
● Интеллектуальная сфера достигает состояния комфорта через гордость за себя, подкрепляемое гормонами творчества – ацетилхолин, дофамин.
● Духовная сфера достигает состояния комфорта через
чувство единения с природой и единения с человече-
ством в целом, подкрепляемое предположительно эн-
дорфинами и др.
Проблема выбора здесь заключается в том, поддержка состояния комфорта первых трёх сфер - телесной, эмоциональной и интеллектуальной осуществляется бессознательным в интересах выполнения инстинкта самосохранения индивида. А четвёртой, духовной сферы (дух, совесть) осуществляется бессознательным в интересах выполнения другого инстинкта – инстинкта сохранения вида. А они имеют противоположное рефлекторное действие.
Так, например, в интересах инстинкта самосохранения бессознательным выполняется действие принципа «Око за око, зуб за зуб», а именно реализуется рефлекторная агрессивная реакция на агрессивный стимул.
В интересах же инстинкта сохранения вида бессознательным выполняется принцип «Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему левую», т. е. рефлекторный агрессивный ответ отсутствует. Конфликт не состоялся, напряжение снялось, человек возвысился над ситуацией. Несомненно, что он при этом испытывает положительные чувства, сопровождаемые физиологией продукцией гормонов, соответствующих этому чувству ( предположительно – эндорфинами).
Как сказано ранее, эмоционально незрелые личности несвободны от проекции, неспособны к конструктивной реакции и автоматически, рефлекторно выбирают первый принцип и, следовательно, всегда находятся в зоне острого конфликта, в зоне взаимного уничтожения.
Эмоционально зрелые личности не используют проекцию, естественно несут ответственность за свои эмоциональные психологические качества и способны к выполнению второго принципа – подставить правую щёку и тем самым уйти из зоны конфликта, из зоны взаимного уничтожения. Уверен, что для этой категории людей концепция «танатоса» ( инстинкта смерти, самодеструкции ) не применима.