Внутренние феномены пограничного состояния. Пустоты в личности.
Семья пограничных пациентов похожа на корабль, давший течь в нескольких местах. Дыр столько, сколько членов семьи. Эти индивидуальные дыры или пустоты в личности каждого члена семьи и создают в общем поле семейной системы «течь» через «пробоины» в днище «корабля».
Семейная пара мечется в попытках заткнуть эти дыры, но каждый занимается не своей «пробоиной», а пытается заткнуть дыру в своём партнёре, причём собой. Это ощущается как жизненная необходимость - если этого не сделать, то так и придётся "вечно мучиться со своим партнёром, как на тонущем корабле".
Пограничная личность лишена понимания того, что она может как-то спастись сама, предоставив своему партнёру сделать то же самое для себя.
По мере роста количества членов семьи, напряжение этой неадекватной, бесполезной, изматывающей деятельности нарастает. Нарастает паника и хаос, так как "корабль" продолжает сильно крениться то в одну, то в другую сторону и вот- вот утонет. Ощущая отчаяние и усталость, и, чтобы как-то снизить напряжение, расширившаяся семья находит второй выход в том, чтобы «назначить козла отпущения», или «виноватого», то есть того, кем можно заткнуть все «течи» разом, так как пограничный не осознаёт свою дыру, пустоту в своей личности, а приписывает проблему другому и пытается что-то делать с ним.
Поиск "спасательного круга" в виде "козла отпущения"связан с наличием неразрешимых проблем в семье, остро нуждающейся в помощи, но не знающей в чём она может заключаться и, где её искать, помимо своих собственных внутрисемейных ресурсов. Неосознанно, каждый член семьи ждёт спасения извне, от другого члена семьи, что и делает ситуацию безвыходной.
Поиск «козла отпущения» связан с надеждой, что будет, наконец, найден источник проблем - именно тот человек, которым можно заткнуть сразу все дыры, или на которого можно направить всю свою энергию, чтобы заткнуть дыру в нём. Это помогает отвлечь внимание от проблем, накопившихся к этому времени в семье на психологическом уровне, и дать ей(семье) возможность продержаться на «плаву» ещё некоторое время за счёт проецирования своей проблемы на другого и делания чего-то с ним вместо того, чтобы разобраться с собой.
С уходом из семьи (госпитализация, смерть от наркотиков, инвалидизация…), этого «спасательного круга» семья вновь оказывается лицом к лицу со своими неразрешимыми проблемами.
Расщепление личности, проявляющееся в поиске виноватого, связано с нарушениями в ранних значимых отношениях. И силой, заставляющей такие семьи бороться за сохранение является страх одиночества, пережитый в детстве в катастрофических для личности размерах. Страх этот относится к уровню выживания и, в свою очередь, возвращает семью на уровень выживания. Каждый член семьи где-то в подсознании ощущает себя тонущим. Он испытывает настоятельную потребность что-то сделать, чтобы спасти себя.
Необходимо за что-то или за кого-то ухватиться, чтобы выжить. Но, как известно, если позволить тонущему за вас уцепиться, то вы пойдёте ко дну вместе с ним. И, наоборот, если в процессе своего спасения, вы вцепитесь в другого человека, то вы и его утопите.
Осознавание того, что человек может спастись самостоятельно требует длительной психотерапии, связанной с достройкой личности. Длительности требует и работа по изменению жизненного сценария – «я один(а) не выживу, я один(а) не справлюсь, сам(а) я не спасусь». Без осознавания патологического сценария и последующего его изменения каждым членом семьи, семейная система на протяжении всего времени своего существования продолжает жить по старому сценарию - спасать друг друга, то есть переделывать, затыкать дыры в другом, что реально невозможно, потому что дыру в личности может «заделать» только сам человек, достроив личность изнутри.
Никто не может сделать человека целостным, только он сам.
Так, как желание «доделать себя» (обрести целостность) продолжает жить вечно, но сама неполноценность(отсутсвие целостности), благодаря защитам, вечно проецируется на другого, то это, по сути, «вечные отношения» с партнёром и детьми(такие отношения очень «прочные»), то есть это, практически, «вечные муки», присущие аду и так красочно описанные в религиозных трактатах – огонь под котлом горит и горит, и нет возможности выбраться из котла с кипящей водой.
Об этом же чувстве безысходности и другая метафора - корабль тонет и тонет и нет возможности спастись, кроме осознавания того, что происходит и личностных изменений. Если хотя бы один член семьи меняется, то есть достраивается до целостности, то, вслед за ним, вся семейная система начинает меняться.
Таким образом, даже из самых безвыходных ситуаций есть выход.