|
Одаренные дети: как распознать и приумножить талантАвтор статьи: Брюханова Алла Владиславовна
Знакомая ситуация? Полагаю, что да. В каждом детском саду есть хотя бы одна "умница"или "Умник". Такие дети выделяются среди большинства старших дошкольников своей интеллектуальной одаренностью, не по годам развитой памятью и вниманием, высокой поисковой активностью. Это с одной стороны. А с другой, такие дошкольники часто предпочитают общение со взрослыми, поскольку с ровесниками им неинтересно. Интеллектуально одаренные дети нередко отличаются замкнутостью, и, как следствие, низкой коммуникативной компетентностью при общении со сверстниками. Что такое "ДАР": аванс, награда "Вечный двигатель", "Головная боль" для родителей и воспитателей. Давайте поговорим сегодня о том, как распознать одаренность в раннем и дошкольном возрасте, и как помочь детям осознать свой дар, развить его и при этом продолжать оставаться детьми: радостными шалунами и веселыми исследователями. Детская одаренность: как распознать первые ростки таланта?
В данной статье приведу наиболее яркие особенности и свойства, регулярно и выразительно проявляющиеся в познавательной деятельности, в поведении и в общении ребенка. Искренне призываю чутких воспитателей и внимательных родителей: присмотритесь к детям, даже если в детсадовской группе их больше 20-ти, или Вы очень заняты на работе и по дому. Внимание: одаренностьПо степени проявления одаренности у детей выделяют 4 уровня:
Приведу здесь те признаки, которые отчетливо выделяют одаренных детей среди сверстников. Знание этих особенностей необходимо для раннего обнаружения и бережного развития талантов детей:
5 особенностей развития познавательной сферы одаренных детей:1. Любознательность
1. Дар проявляется тем, что требует постоянной реализации в деятельности. Так умственно одаренный дошкольник все время требует от взрослых дать ему задания. И чем сложнее они будут, тем с большей готовность он будет их выполнять, и тем больше удовольствия получит не только при достижении результата, но и в процессе выполнения. Ребенок одаренный музыкально или художественно, будет активно искать и находить разнообразные способы реализации своего дара. 2. То, что делают дети, реализуя свой дар, зачастую является оригинальным, необычным, а способ решения задачи бывает новым не только для самого "первооткрывателя", но и для взрослых. При этом процесс и результат деятельности выглядит гармонично и красиво. 2. Сверхчувствительность к проблемамЕще одно яркое проявление одаренности - это способность видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным. Круг интересующих такого ребенка вопросов широк и тематически разнообразен, и если малыш, пока не умеет читать, он активно ищет ответы у всех доступных взрослых. А позже, он будет искать и в книгах, которые его сверстников не заинтересуют еще долго. Сверхчувствительность к проблемам и связанная с ней высокая критичность мышления является качеством талантливого человека независимо от возраста. Поэтому, если одаренный дошкольник спорит со взрослым, доказывает свою точку зрения, не очень-то оглядываясь на авторитеты, это не есть проявление упрямства или неуважения к старшим. Просто ребенок не может удовлетвориться поверхностным ответом на вопрос и половинчатым решением проблемы; ему нужны четкие обоснования и логичные, убедительные доказательства. 3. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)Об этом писала в своих работах Д.Б. Богоявленскоая. По ее мнению, одаренный ребенок воспринимает решение одной задачи не как завершение работы. Для него это скорее - начало следующей, выход на новый уровень видения проблемы. "В этой способности не „гаснуть" в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а „возгораться" в новом вопросе, кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие". 4. Оригинальность и гибкость мышления Способность генерировать новые, неожиданные идеи, умение видеть и легко находить нестандартные решения, устанавливать ассоциативные связи: все эти свойства ярко выделяют одаренных детей среди сверстников. Такие особенности могут проявляться в мышлении и поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. Оригинальность также ярко выражается в тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах деятельности.
Для одаренного ребенка также характерна высокая концентрация внимания: заинтересовавшее занятие увлекает его настолько, что он может заниматься своим делом несколько дней, и если его пытаются отвлечь, он может выражать сильное недовольство. Все специалисты отмечают также феноменальную память как значимый признак, отличающий одаренного ребенка. Особенности эмоционального развитияВ интеллектуальной сфере одаренные дети чувствуют себя уверенно, порой на несколько лет опережая сверстников. И внимательные взрослые часто создают благоприятную среду, стимулирующую развитие интеллектуальной одаренности. При этом становлению эмоциональной сферы одаренных детей педагоги и родители уделяют, как правило, существенно меньше внимания. И это при том, что талантливые малыши нуждаются в бережном отношении к ним со стороны взрослых. По мнению многих исследователей детской одаренности, эти дети глубже, чем сверстники, воспринимают окружающий мир, лучше пониакают причинно-следственные связи между событиями. Они больше видят, тоньше чувствуют, лучше анализируют, поэтому внешне нейтральные замечания или действия могут оказывать неожиданно сильное влияние на их психику. Плюс - трудности общения со сверстниками. Все это делает талантливых детей более уязвимыми и ранимыми. Детская одаренность - яваление сложное и многогранное. Поэтому у каждого конкретного малыша будет проявляться свой набор ее признаков. В арсенале детских психологов есть разные, дополняющие друг друга способы определения направления и степени выраженности одаренности. В финале статьи хочу еще раз обратить внимание вот на что: талант ребенка может стать движущей силой его творческого и гармоничного развития, или тяжелым грузом, подчас непосильным для детской психики. Это может произойти, если взрослые осознанно или бессознательно, будут рассматривать таланты ребенка как средство удовлетворения собственного тщеславия или амбиций. Вы спросите: а как сложилась дальнейшая жизнь Миши, рассказ о котором открыл эту статью? Чтобы развить навыки общения, пригласила его психолог на занятия по психогимнастике, вместе еще с несколькими детьми. На первом занятии Миша спрятался под стол и сидел там некоторое время, пока не почувствовал себя комфортно и не решился присоединиться к остальным детям. Потом он еще не однажды испытывал психолога на терпение и принятие. А через год с блеском прошел конкурс в ведущую математическую гимназию города, и, по словам мамы, чувствует там себя Миша, как рыба в воде. Эта статья была написана мной для сайта "Первая парта". http://parta1.com/ru/blog/11239.html Тема детской одаренности - одна из моих любимых. Интересны и ценны все отклики: коллег, работающих с одаренными детьми, их родителей, а также тех, кто вырос из одаренного ребенка. Как Вы распорядились своим Даром. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|