Китовая романтика, часть 1. Среднее звено – что внутри китов.

Автор статьи: Анна Кислицына

Последнюю неделю актуальна тема о «Группах смерти» «ВКонтакте», обойти стороной которую я не могу. Ситуация достаточно запутанная, истории ее участников широко развернуты, но остаются в них черные дыры и белые пятна. Поэтому я начну ее освещение с логического начала, и в ближайшее время последуют еще несколько «статей-частей» о проблемах суицида, коммерческой выгоде и бескрайнем горе людей, вызванных ими. Имя «Китовая романтика» имеет отсылку на столь популярную персону-группу «Море китов», причины чего будут пояснены.

В этой статье хочу рассказать о подростках, как бы это ни было банально. Много книг и статей написано о столь тревожном и самом восхитительном периоде человеческой жизни. Ориентировочные рамки подростничества – от 11 до 16 лет (в зависимости от индивидуальных особенностей рамки могут быть сдвинуты в обе стороны). Это время великих перемен и проблем.
Социально подростковый период связан с подготовкой или переходом ребенка в среднюю школу, кардинально меняющим привычный жизненный строй. До этого возраста ребенок посещал детский сад с пространственными ограничениями, начальную школу – с ними же – и все больше был подвластен внешнему контролю взрослых. Родители – значимые взрослые до начала школьного обучения, учитель – с первого или подготовительного класса ровно до подросткового периода. К этому времени все школьники уже самостоятельно добираются до школы и дополнительных факультативов, возвращаются домой и свободны в своих действиях. Родительский контроль переходит в форму контроля выполнения домашнего задания и проверки дневника (оценки же пойдут в аттестат). Учитель средней школы имеет меньше времени на формирование нравственных качеств ребенка и концентрирует внимание все тех же академических достижениях – по результатам экзаменов будет оцениваться эффективность педагога. Подростки оказываются в круговороте образовательных дисциплин и новых социальных контактов, и до последнего ранее контролирующим взрослым чаще всего нет дела.

Ускоряется физическое развитие ребенка – увеличиваются органы, вытягиваются кости и мышечные ткани, в активную стадию входит половая система, окончательно формируются вторичные половые признаки, сходят с ума гормоны. Гетерохромность развития уже несет в себе большие риски, многие заболевания подросткового периода связаны с разной скоростью развития отдельных частей. Например, аритмия, вегетососудистая дистония – самые распространенные проблемы. Ощущение физического нездоровья негативно отражается на самооценке, поскольку становится преградой на пути открывающихся в этот период возможностей.

Совершенствуются когнитивные способности, можно даже сказать, что это Золотой Век психического развития. Здесь мы остановимся подробнее. Развитие восприятия в значительной мере будет зависеть от уровня усложнения задач и учебного материала по мере взросления. Если программа будет требовать приложения дополнительных усилий – концентрации, распределения, устойчивости, переключения и т.д. – тем эффективней будет развиваться восприятие. Память становится логической и очень быстро заменяет другие виды, особенно механическую. И это может стать проблемой в обучении – новые дисциплины требуют частого механического запоминания определений или правил. Продолжает развиваться теоретическое мышление, освобождая ребенка от наглядного материала и позволяя спокойно рассуждать словестно. На основе общей информации может выстраивать гипотезы, проверять их, опровергать или доказывать. Следовательно, в приоритете стоит развитие логического мышления. На этом уровне происходит пересечение развития мышления и воображения. К данному времени ребенок уже располагает богатым практическим жизненным опытом и трудовыми навыками. Опираясь на прошлый опыт и используя мыслительные схемы, ребенку приходиться прибегать к воображению, предугадывая, прогнозируя результаты, которые могут быть получены. Уровень развития мыслительных процессов и объем памяти определяет и уровень развития творческих способностей. И творчество – главный спутник личностного развития подростка. Дети начинают рисовать, писать стихи, сочинять музыку и прочими возможными путями оставлять личностно свой отпечаток в истории семьи, класса, города. Функция развития речи в этот период – развить способность декламировать наизусть тексты, а потом самостоятельно подготавливать монологические речи, вести логически рассуждения, использовать аргументы.

И под влиянием всех этих перемен развивается личность с возникшим самосознанием, эгоидентичностью, подросток ощущает себя взрослым. Он регулярно оценивает реальность, самого себя в ней и сравнивает события с теми, которые, по его мнению, могли бы произойти, если что-то можно было бы изменить. Появляются образы-идеалы, к которым можно стремиться, сравнивание себя с ними, оценивание окружающих и мира вообще. Усиливая социальные взаимодействия, акцент ставится на сверстниках, которые являются группой поддержки во всех начинаниях, особенно в бунте против родительских правил. В этот период ребенок наиболее подвержен влиянию извне (мальчики повторяют внешние модели поведения, девочки ориентируются на эмоциональные привязанности). Как в школьном детстве, ребенок еще не в состоянии привносить субъективность в оценку явления или предмета, поэтому ориентируется на оценки своих товарищей – референтной группы. Если что-то нравится группе, частью которой он является или хочет быть – то это будет нравиться и ребенку.

Итак, какой же портрет мы можем получить по небольшому обзору возраста. Подросток – это ребенок, претерпевающий трансформации, часто пугающие и неконтролируемые. Изменение внешнего вида происходит настолько быстро, что подросток не успевает привыкнуть к себе, при этом гетерохромность развития может определить неказистость, яркую непропорциональность фигуры, лица, конечностей. Усложнение образовательной программы может вызвать утомление, поскольку и без нее информация наиболее активно и жадно воспринимается из всех доступных источников и должна пройти ряд процессов обработки. При этом личность только учится вычленять себя и свое мнение из огромного спектра человеческих мнений и отношений. И чтобы познать себя, подросток усиливает потребность в межличностных связях преимущественно со своими сверстниками. Вместе с ними он учится понимать этот мир, так или иначе относится к нему, решать возникающие проблемы или избегать их. Психически ребенок настолько активен, что ему достаточно минимума информации или ее максимальная запутанность, зашифрованность, чтобы самостоятельно додумать недостающее, найти потаенный смысл там, где его нет. Стоит ли говорить о чрезмерной увлеченностью поисками смысла жизни, и как следствие – изучение философской, эзотерической, религиозной литературы и материалов, которой рано поступать в детский мозг и несформированную личность. Все вместе обуславливает сверхчувствительность подростка к происходящему вокруг, его зависимость от окружения и чрезмерную податливость авторитетному персонажу (именно ему, поскольку с преобладанием социальных сетей над личностным живым общением сложно сказать, с каким конкретным человеком идет беседа – за одним логином или никнеймом могут скрываться несколько людей, или один человек, придумавший себе набор черт, характеристик и ведущего страничку от лица такой личности).

Следующая статья будет посвящена подростку современному, имеющему гораздо более сложные проблемы, чем кажется на первый взгляд, определяющие их становление китами.
Китовая романтика часть 1 Среднее звено  что внутри китов
Первая публикация:
https://vk.com/psyanimag?w=wall-106056749_19



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Красная помада. Виновник найден и будет наказан (о травмах развития)
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности
  • Подросток и ответственность. Путь развития.
  • Ребенок с нарушением интеллектуального развития. Умственная отсталость.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь