Идентификация-отчуждение. Варианты жизни. Смысл.

Автор статьи: Светлана Калищук

Подростковый возраст – эпоха, когда вопросов больше, чем ответов, собственно как и в более раннем возрасте. Но вопросы касаются уже больше микромира – «Кто Я?», «Что представляет собой Большой Мир?», «Что я могу?»

Влияние общества через референтные группы и авторитетные лица – является еще мощной силой. Уровень Окружения создает в сумме представляющих его людей определенные ситуации и обстоятельства, на фоне которых и происходит становление личности.

Социализация личности предполагает присвоение ценностей (через идентификацию) и, в то же время осознанное обособление (отчуждение) от того, что значимое для подростка окружение считает неэтичным или антиправовым. Под влиянием социального окружения включается необходимость проявить себя – поведение (что я делаю?) и способности (как я это делаю?).

Эта операционализация внешней стороны жизни: окружение-поведение-способности, предопределяет «варианты жизни» личности (Дружинин В. Н.).

Если классифицировать подростковые интернет-группы, то чаще всего это проявление двух пересекающихся вариантов:

  1. Жизнь как Времяпрепровождение – по сути это игра: в жизнь, в игровые правила, в игровые сценарии, предписания, которые воспринимаются участниками игры как настоящие и обязательные.
  2. Жизнь как Сон ‑ в силу иллюзорности того мира, в который погружаются участники, это вымышленный мир, искусственный, крайне отстоящий от реальности.

Что важно понимать?

  1. Значение референтных лиц в окружении подростка: кто они, почему выбраны подростком, какие убеждения проявляют, какими ценностями руководствуются?
  2. Смысло-образование – внутренняя важнейшая задача личности, определяющая ее «архитектонику».

Как открываются смыслы?

  1. В подростковом и юношеском возрастах Мир рассматривается как возможность проявить себя и отстоять свое право на собственное уникальное и неповторимое существование – на самость. Отчуждение как механизм динамики личности позволяет пережить свою отдельность от других, погрузиться в собственную уединенность и рефлексию, открывать собственный смысл: зачем мне нужно было с этим столкнуться?
  2. Критическая точка отчуждения, как предельная точка отклонения маятника, включает обратное стремление к идентификации. Подростку необходимо иметь непрерываемую возможность свои вопросы, переживания трудности, сложные ситуации соизмерять с чувствами, мнением и взглядом других людей: друзей, родных, авторитетных лиц – и в этой точке идентифицироваться с ними.
  3. Переживая маленькие и большие кризисы, мы переходим на новый уровень порядка и организованности, в котором уже чуть больше вариативности, гибкости и осознанности.

Эффективным методом диагностики смыслового дерева является методика Д. А. Леонтьева «Предельный смысл». В ней, с очевидностью, проявляются: основные тенденции личности, защитные механизмы, интенции, части (истероидная, невротическая, шизоидная) и, разумеется, смысловая структура.



Просмотров: 475
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Социализация личности как способ выжить в «террариуме» людей
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Защитные механизмы личности от негативного воздействия
  • История одной выдры или как жизнь полюбить больше, чем смысл ее.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Невротическая, психотическая или пограничная структура личности: возможности психоаналитической терапии
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Примитивные защитные механизмы психики - от детства к пограничной организации личности и психозу
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Рука, качающая колыбель... Влияние матери на становление личности.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Неврозы, неврозоподобные расстройства и невротический уровень организации личности.
  • Новый взгляд на сильные стороны личности
  • Раздвоение личности. Множественные личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь