Идентификация-отчуждение. Варианты жизни. Смысл.

Автор статьи: Светлана Калищук

Подростковый возраст – эпоха, когда вопросов больше, чем ответов, собственно как и в более раннем возрасте. Но вопросы касаются уже больше микромира – «Кто Я?», «Что представляет собой Большой Мир?», «Что я могу?»

Влияние общества через референтные группы и авторитетные лица – является еще мощной силой. Уровень Окружения создает в сумме представляющих его людей определенные ситуации и обстоятельства, на фоне которых и происходит становление личности.

Социализация личности предполагает присвоение ценностей (через идентификацию) и, в то же время осознанное обособление (отчуждение) от того, что значимое для подростка окружение считает неэтичным или антиправовым. Под влиянием социального окружения включается необходимость проявить себя – поведение (что я делаю?) и способности (как я это делаю?).

Эта операционализация внешней стороны жизни: окружение-поведение-способности, предопределяет «варианты жизни» личности (Дружинин В. Н.).

Если классифицировать подростковые интернет-группы, то чаще всего это проявление двух пересекающихся вариантов:

  1. Жизнь как Времяпрепровождение – по сути это игра: в жизнь, в игровые правила, в игровые сценарии, предписания, которые воспринимаются участниками игры как настоящие и обязательные.
  2. Жизнь как Сон ‑ в силу иллюзорности того мира, в который погружаются участники, это вымышленный мир, искусственный, крайне отстоящий от реальности.

Что важно понимать?

  1. Значение референтных лиц в окружении подростка: кто они, почему выбраны подростком, какие убеждения проявляют, какими ценностями руководствуются?
  2. Смысло-образование – внутренняя важнейшая задача личности, определяющая ее «архитектонику».

Как открываются смыслы?

  1. В подростковом и юношеском возрастах Мир рассматривается как возможность проявить себя и отстоять свое право на собственное уникальное и неповторимое существование – на самость. Отчуждение как механизм динамики личности позволяет пережить свою отдельность от других, погрузиться в собственную уединенность и рефлексию, открывать собственный смысл: зачем мне нужно было с этим столкнуться?
  2. Критическая точка отчуждения, как предельная точка отклонения маятника, включает обратное стремление к идентификации. Подростку необходимо иметь непрерываемую возможность свои вопросы, переживания трудности, сложные ситуации соизмерять с чувствами, мнением и взглядом других людей: друзей, родных, авторитетных лиц – и в этой точке идентифицироваться с ними.
  3. Переживая маленькие и большие кризисы, мы переходим на новый уровень порядка и организованности, в котором уже чуть больше вариативности, гибкости и осознанности.

Эффективным методом диагностики смыслового дерева является методика Д. А. Леонтьева «Предельный смысл». В ней, с очевидностью, проявляются: основные тенденции личности, защитные механизмы, интенции, части (истероидная, невротическая, шизоидная) и, разумеется, смысловая структура.



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • История одной выдры или как жизнь полюбить больше, чем смысл ее.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Социализация личности как способ выжить в «террариуме» людей
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Ресурсы личности. Что это и зачем надо?
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • Как я полюбила себя и это изменило мою жизнь (я выхожу замуж, больше зарабатываю, похудела)
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Расстройство личности - что это?
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Расстройства личности. Как понять, что нужна помощь?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь