Подростковый возраст – эпоха, когда вопросов больше, чем ответов, собственно как и в более раннем возрасте. Но вопросы касаются уже больше микромира – «Кто Я?», «Что представляет собой Большой Мир?», «Что я могу?»
Влияние общества через референтные группы и авторитетные лица – является еще мощной силой. Уровень Окружения создает в сумме представляющих его людей определенные ситуации и обстоятельства, на фоне которых и происходит становление личности.
Социализация личности предполагает присвоение ценностей (через идентификацию) и, в то же время осознанное обособление (отчуждение) от того, что значимое для подростка окружение считает неэтичным или антиправовым. Под влиянием социального окружения включается необходимость проявить себя – поведение (что я делаю?) и способности (как я это делаю?).
Эта операционализация внешней стороны жизни: окружение-поведение-способности, предопределяет «варианты жизни» личности (Дружинин В. Н.).
Если классифицировать подростковые интернет-группы, то чаще всего это проявление двух пересекающихся вариантов:
Жизнь как Времяпрепровождение – по сути это игра: в жизнь, в игровые правила, в игровые сценарии, предписания, которые воспринимаются участниками игры как настоящие и обязательные.
Жизнь как Сон ‑ в силу иллюзорности того мира, в который погружаются участники, это вымышленный мир, искусственный, крайне отстоящий от реальности.
Что важно понимать?
Значение референтных лиц в окружении подростка: кто они, почему выбраны подростком, какие убеждения проявляют, какими ценностями руководствуются?
Смысло-образование – внутренняя важнейшая задача личности, определяющая ее «архитектонику».
Как открываются смыслы?
В подростковом и юношеском возрастах Мир рассматривается как возможность проявить себя и отстоять свое право на собственное уникальное и неповторимое существование – на самость. Отчуждение как механизм динамики личности позволяет пережить свою отдельность от других, погрузиться в собственную уединенность и рефлексию, открывать собственный смысл: зачем мне нужно было с этим столкнуться?
Критическая точка отчуждения, как предельная точка отклонения маятника, включает обратное стремление к идентификации. Подростку необходимо иметь непрерываемую возможность свои вопросы, переживания трудности, сложные ситуации соизмерять с чувствами, мнением и взглядом других людей: друзей, родных, авторитетных лиц – и в этой точке идентифицироваться с ними.
Переживая маленькие и большие кризисы, мы переходим на новый уровень порядка и организованности, в котором уже чуть больше вариативности, гибкости и осознанности.
Эффективным методом диагностики смыслового дерева является методика Д. А. Леонтьева «Предельный смысл». В ней, с очевидностью, проявляются: основные тенденции личности, защитные механизмы, интенции, части (истероидная, невротическая, шизоидная) и, разумеется, смысловая структура.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.