Трудный подросток

Трудный подросток

Мы привыкли называть трудным подростковый возраст. И, казалось бы, родители должны быть готовы к так называемому подростковому кризису. Но не тут-то было! Иногда пубертатный период развития ребёнка становится для семьи настоящим испытанием: подросток не просто нервничает, раздражается по каждому поводу, снижается его успеваемость в школе, но и бывают проблемы посерьёзнее - первые сигареты, кальян, спиртное, наркотики, негативные компании, ночные гуляния и потеря нормального контакта с родителями...

Конечно, не все подростки этому подвержены. А кто же в зоне риска? Это дети, у которых нервная система не справляется с повышенной гормональной нагрузкой, то есть склонные к возникновению невроза, а также те, у которых не совсем благополучные отношения с родителями.

Родителям стоит помнить, что такие проблемы лучше предупредить, чем потом их исправлять, когда сделать это бывает уже слишком сложно...

Почему же подростковый кризис является таким трудным? Чем он обусловлен?Прежде всего, тем, что в организме подростка происходят не только психологические, но и физиологические изменения, связанные с взрослением, переходом от детства к взрослости. Не случайно этот период называют не только пубертатным (половое созревание), но и переходным.

Многих родителей интересуют возрастные границы этого периода, потому что им нужно обоснование для объективного восприятия изменившегося поведения их ребёнка, а также знание того, «когда же это всё закончится?». Возрастные границы подросткового возраста у разных исследователей колеблются в пределах 11 – 16 лет. Это совпадает с обучением детей в 5 - 8 классах школы, которые традиционно считаются у учителей самыми трудными.

В чём же проявляется трудность этого перехода от детства к взрослости? И почему с подростками становится очень тяжело общаться? Это объясняется сочетанным влиянием на нервную систему подростка, с одной стороны, гормональной системы, которая активно формирует выработку половых гормонов, и с другой стороны, резким скачком в физическом, умственном и социальном развитии подростка, когда он перестаёт ощущать себя ребёнком, и требует от взрослых общения на равных, что редко получает от них. И это понятно, ведь объективно подросток не может быть независим от родителей и находится на их иждивении. Родители несут ответственность за поведение своего ребёнка перед обществом до его совершеннолетия (18 лет), поэтому они не могут относиться к своему взрослеющему ребёнку как к взрослому, что рождает диссонанс в общении.

Это формирует некую фрустрацию – неудовлетворённую потребность, которая ещё «подливает масло в огонь», дополнительно напрягая итак напряжённую происходящими перестройками неокрепшую нервную систему. Вот почему у подростков бывают «необоснованные» (на первый взгляд) вспышки гнева, агрессии, «психов», упрёков, претензий и капризов… список может продолжить любой родитель ребёнка-подростка.

Особенно остро подростковый кризис проявляется около 13 лет (цифра условная, характеризующая средний возраст пика переходного возраста), поэтому в психологической литературе по возрастной психологии он часто называется «кризисом 13 лет».

Сложность проживаемого периода развития формирует у подростков психологические «комплексы», которые не могут не шокировать взрослых своим противоречием. Так, например:

* чувствительность к оценке окружающих людей сочетаются у них с самонадеянностью и безапелляционными суждениями в адрес этих же людей;

* внимательность к людям уживается с поразительной чёрствостью к ним;

* излишняя застенчивость и стеснительность в одних ситуациях и развязность и грубость в других;

* желание быть понятым, признанным родителями с показной независимостью от них;

* борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и обожествление созданных ими кумиров…

Широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о главной особенности подросткового возраста - кризисе идентичности (определение себя как личности, как индивидуальности). В этом возрасте подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу.

Поэтому ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, а не учебная (как хотелось бы родителям), ведь, общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нём группы, к которой он принадлежит, а отнюдь не мнение родителей и других взрослых, которые пытаются его воспитывать, наставлять «на путь истинный». Сам факт принадлежности к определенной группе придаёт ему дополнительную уверенность в себе. Вот почему подростки часто «сбиваются в стаи», чем очень пугают взрослых. Особенно, если такая группа совершает противоправные поступки или принадлежит к какому-либо неформальному объединению (эмо, готы, панки и другие...)

Изолированность подростка от группы, его проблемы в общении со сверстниками, отсутствие друзей могут вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности, что, в свою очередь, может способствовать уходу в виртуальную реальность от напрягающей действительности (формирование разного рода зависимостей, чаще всего, компьютерной - игровой или интернет-зависимости).

Несмотря на всю сложность подросткового возраста, от многих родителей мы слышим, что они даже не заметили, как прошёл этот период… Почему же так бывает? И почему в других семьях родители не знают, что делать, когда их подросток буквально «сводит их с ума»? Можем предположить, что большую роль здесь играют два фактора:

1. Неврологический статус ребенка, наличие-отсутствие у него склонности к перенапряжению нервной системы и формированию невроза. Чем чувствительнее и ранимее нервная система, тем больше вероятности, что она плохо будет справляться с повышенными нагрузками пубертатного периода развития, и ярче будут выражаться все описанные особенности этого возраста.

2. Психологический климат в семье. Там, где царит атмосфера любви и уважения друг к другу, независимо от того, взрослый это член семьи или ребёнок, где мнение каждого слышат и учитывают в ситуациях принятия общесемейных решений, подростковый период у детей проходит наиболее гладко.

В заключении скажем родителям подростков, что при усложнившихся отношениях с Вашим взрослеющим ребёнком не ждите, когда закончится этот сложный период, а обращайтесь на приём к психологу. Это убережёт Вас от возникновения психосоматических заболеваний на почве постоянного перенапряжения нервной системы, а также от формирования «пропасти» между Вами и ребёнком, которую потом бывает очень трудно преодолеть, даже спустя годы...

В нашем центре мы эффективно работаем с подростками с помощью РОСТ-терапии, или нейропсихологической коррекции (в зависимости от возраста подростка и возникшей проблемы).

Статья впервые была опубликована на сайте Психологического центра "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psycenter-rost.com/single-post/Trudnyj-podrostok

© Елена и Александр Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи, семейные и личные психологи для взрослых и детей, Психологический центр "РОСТ" Санкт-Петербург



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Особенности подросткового возраста и поведение родителей
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?
  • Психологические особенности детей подросткового возраста
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Памятка родителям «Особенности подросткового возраста». Рекомендации родителям.
  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • "Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки, методы, советы родителям).
  • Ошибки, допускаемые родителями в процессе общения с детьми подросткового возраста.
  • Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Психологические особенности детей разного возраста
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь