ЗЛОСТЬ Если у человека все в порядке, он сыт, защищен и любим, он спокоен. Когда возникает какое-то желание, человек чувствует раздражение, которое быстро нарастает и превращается в активность, благодаря которой находится необходимое и это успокаивает. Если удовлетворить желание невозможно, то энергия, которая возникла, превращается из активности в агрессию. Человек зависает в неудовлетворенном состоянии. Если таких оборванных контактов много, то человек становится неадекватным и постоянно раздраженным.
Совсем малыши еще не понимают свои желания и просто плачут, пока не придет взрослый и не поймет за него, что надо. В норме постепенно ребенок учится осознавать свои потребности.
Любой каприз не бывает на ровном месте-это всегда признак неудовлетворенной потребности. Адекватный родитель при истерике прежде всего исключает голод, усталость и потребность во сне. И далее по вышеописанным схемам. Внимание, защита, любовь, признание…. Подавлять злость крайне опасно. Важно ее признавать и трансформировать в энергию, которая позволит устранить причины появления злости. Практически в любой сказке злой персонаж-отрицательный герой. Никто наверно не задумывается, как Кащей стал бессмертным злодеем, а Баба-яга одинокой жестокой женщиной в лесу.
Одна из самых частых причин обращения в моей практике детского психолога- агрессивный ребенок. Возможные причины: -НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМ-папа требует одного, мама другого. Плюс бабушка с третьим вариантом воспитания. Или все-все разрешают. Границ нет. Как хижина без забора. Там не до покоя. -ЗАПРЕТ НА ЭМОЦИИ В СЕМЬЕ. Родители холодны и равнодушны, любые проявления эмоций вызывают непонимание. Взрослые способны подавлять свои истинные чувства, у ребенка на это сил нет, он дает им выход с помощью агрессивного поведения. В своей работе со злыми детьми прежде всего я легализую разговоры о злости. Злость-это нормально и любой человек имеет на нее право. При малейших признаках недовольства ребенка в нашем контакте, открыто спрашиваю, злится ли он. Дети чаще всего скрывают негативные эмоции, боясь агрессии родителя или несправедливого наказания. Ответом на мой вопрос о злости чаще всего служит быстрое, испуганное «нет». Иногда с комментарием, что злиться нехорошо. Важно спокойно реагировать на открытые заявления о злости от ребенка. Меня они радуют. Прогресс. Заявляя о злости малыш готов объяснить чего он хочет и дает шанс с ним договориться. Так же как и родитель. Еще мы много играем в игры, позволяющие “потратить” накопленную злость. Одна из них описана в сегодняшней игре дня.
ЗАДАНИЕ: Каждому родителю важно служить примером правильного адекватного умения проявления злости. Для этого можно сделать упражнение: минимум 10 раз продолжить фразу по схеме: Я ЗЛЮСЬ КОГДА ДЕЛАЮТ ТАК-ТО... Например: Я злюсь когда за собой не моют посуду. Я злюсь когда на меня кричат...Я злюсь когда меня не слушают...
ИГРА: “СНЕЖКИ”. Объявляется снегопад. Берем много-много ненужных листов бумаги а4 или газет. Если это старые рисунки ребенка-спросить его разрешения перед тем как комкать. Создав беоприпасы начинаем весело кидаться друг в друга. Желательно выставить таймер и предупредить ребенка о прекращении битвы по звонку . Снежки , которые можно и нужно использовать много раз, после игры из всех уголков квартиры собираются всеми участниками. Это учит ответственности. Как правило дети просят продолжения. Есть возможность научить ребенка договариваться. Сколько минут вы согласны еще поиграть, и сколько хочет он. Некоторые дети предлагают считать снежки, например, чтоб продлить игру. Важно понимать, что игра утомительна, и расчитывать свои силы. Она позволяет проявить агрессию безопасным способом. Обратите внимание, в кого больше снежков полетит.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.