За окном уже дует прохладный ветерок, слегка пожелтевшие листья ложатся легким покрывалом на землю, люди бегут по городу, всё теплее укутываясь в свои куртки-кардиганы. Дети надевают школьную форму, набивают ранцы учебниками и с заспанными лицами бегут в школу. В один из таких осенних дней ко мне в кабинет забегает мамочка, вся запыхавшееся,садится и говорит:
- “Всё пропало!”
“Что пропало?”- спрашиваю я.
“Абсолютно всё”- отвечает мне мама 6-летнего ребенка.
В ходе беседы выясняется, что под “всё”-это имеется ввиду про подготовку к школе, а точнее ребенок в 6 лет пошел в школу и выясняется, что он “не тянет”.
"Сын не хочет идти в школу, ему трудно сосредоточиться, у него нет интереса и он ничего не запоминает. Садимся за уроки с боем. Учитель говорит мы рано ушли из детского сада"- говорит мама ребенка. "Несколько лет мы готовились к школе, ходили на дополнительные занятия и всё в пустую".
На самом деле таких примеров очень много. Родители всячески пытаются ускорить процесс обучения ребенка: водят его на всевозможные дополнительные занятия по ментальной арифметике и скорочтению, начиная с 3 лет. ( а то и раньше!)
Здесь напрашивается вопрос:зачем?и кому это на самом деле нужно?
А ведь стоит взять во внимание то, что психика ребенка может быть действительно не готова и не учитывать такие вещи как высокие результаты, которые хотят видеть родители, чтобы гордиться своим чадом и всячески демонстрировать это в социуме. К сожалению, родительство и семья проверяется и оценивается обществом в основоном через школьную учебу. И родителям хочется сдать этот экзамен на "отлично".
Здесь я хочу поговорить именно о психологической готовности к школе, из чего она состоит,о ее компонентах. Что же психологи понимают под школьной готовностью?
Психологическая готовность- это целый комплекс характеристик, который отражает различные стороны развития ребенка: в личностной сфере, познавательной и двигательной. К сожалению, большинство педагогов и родителей развивают ,в основном, только познавательную сферу ребенка: это такие психические процессы как внимание, мышление, воображение, память и тд. А про то, как формируется мотивационно-волевая сфера, самооценка, коммуникативная сфера, увы, задумываться принято не так широко.В итоге, складывается интересная картина: ребенок умеет читать и писать, но совершенно не понимает зачем ему это нужно. Бывает и такое, что ребенок “натаскан” по каким-либо видам заданий, а алгоритм выполнения и понимания, так и не укладываются у него в голове. И самое важное, нет интереса, удовольствия от процесса, всё делается с нажимом.Поэтому, очень важно подходить к такому вопросу как школьная готовность с полной ответственностью, потому что каждый ребенок индивидуален. Психические функции не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Понять состояние психики ребенка, его реальную готовность к выполнению заданий, усвоению знаний и сформированности эмоционально-волевой сферы, и спланировать хорошее психолого -педагогическое сопровождение - вот основная задача взрослых. Для этого достаточно лишь найти детского психолога, с которым вам будет комфортно и прийти со своим ребенком на психологическую диагностику.
С той мамочкой и ребенком 6 лет мы проработали вместе 9 месяцев по программе нейрокоррекции. Мальчик пошел в школу с этого учебного года. Он успешно адаптируется, у него много интереса к учебной деятельности и всему, что происходит в школе, а главное, как говорит мама, он счастлив. А значит, счастлива и мама. Я тоже удовлетворена.