|
Выбираем игрушкиАвтор статьи: Малаш Инна Анатольевна
Выбираем игрушкиМир современного ребенка насыщен огромным количеством игрушек, и взрослым зачастую трудно определиться какая игрушка является «полезной» для ребенка. «Полезными» можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к познанию окружающего мира, к самостоятельной и свободной творческой игре. Это игрушки, которые можно условно разделить: · Игрушки, формирующие навыки предметной деятельности. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.· Игрушки для творчества · Игрушки для развития движений ребенка · Игрушки, которые развивают социально-личностную сферу ребенка Формирование навыков предметной деятельности.Все окружающие предметы (уже в младенческом возрасте!) зовут малыша к исследованиям. Внимание, речь и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир органами чувств, поэтому нужны игрушки:
Игрушки для творчестваМозаики, материалы для лепки (тесто – для детей до 3-4 лет, а глина и пластилин для детей постарше) и рисования (мелки, краска, карандаши и прочее), аппликации и конструирования должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов. Как раз здесь можно использовать различные материалы такие как каштаны и желуди, семечки и крупа, нитки и вата, а так же множество других предметов. Игрушки для развития движений ребенкаЗдесь нужны мячи разных размеров, лошадки-качалки, каталки, качели, горки, лесенки, кегли, скамеечки для ходьбы, обручи, скакалки, самокаты, велосипеды. Развитие социально-личностной сферы.Для этого незаменима кукла. Желательно, чтобы была хоть одна кукла похожая на самого ребенка и куклы-дети разного пола (10-15 см). Кукле требуется кроватка, кухонная утварь, мебель и одежда. Нужны пальчиковые куклы, куклы для театра, животные, солдатики. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Разнообразные атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль. Нужно помнить, что игрушка должна быть для ребенка «источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Что необходимо учитывать при выборе игрушек?Безопасность и гигиеничностьВыбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее:
Соответствует ли игрушка возрастуВ процессе игры (это основная деятельность) ребенок развивается и для каждого возраста существует такой вид деятельности, при помощи которой ребенок переходит на новую ступень развития. Для детей от 1 до 3-х лет такой деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходим максимум игрушек для формирования навыков предметной деятельности и минимум для формирования социально-личностной сферы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, и здесь должно быть максимум игрушек для формирования социально-личностной сферы и творчества. Игрушки для развития движений ребенка должны присутствовать всегда. Если игрушка не соответствует возрасту и потребностям малыша, то ребенок не сможет использовать игрушку по ее прямому назначению, теряет к ней интерес, и следовательно не решаются задачи развития. Например, сложные технические игрушки или хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной. К тому же движущиеся цветные дорожки и фигурки, так хочется обследовать и познать из чего состоит и как устроено, поэтому не удивительно почему двухлетний ребенок сломал такую сложную технику. Эстетические и культурные требования.Будет ли игрушка способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус? Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке. Психологические и нравственные требования.Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно, - настольные и спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.
И помните:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|