Стоит ли менять имя приемному ребёнку?

Имя человека — это главное слово его жизни и, как писал Дейл Карнеги, «самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке».

По звуковой теории, мы слышим свое имя как привычный набор звуков определенной высоты и частоты, который является для мозга раздражителем, приводящим в возбуждение разные структуры мозга. Ребенок еще в доречевом развитии многократно слышит свое имя в виде знакомого набора звуков и отзывается на него определенным возбуждением мозговых структур. А многие даже ласкают свой живот во время беременности, обращаясь к нерожденному ещё ребёнку по имени, что тоже многими считается важным сигналом для ребёнка.

И имя — этот привычный важный набор звуков, который дается ребенку с рождения, — остается обычно с ним навсегда. И если, волею судьбы, человеку приходится менять свое имя, то все равно память мозга сопровождает первое истинное имя привычным возбуждением и каким-то эмоциональным откликом.

Что касается уменьшительно-ласкательных форм имени, то даже среди них имеются любимые. Те, которые звучат для человека как "своё", с которым он себя отождествляет. Например, Людмила может не откликаться на уменьшительное "Люда" или "Люся", считая себя Милой. А Александр может обидеться на "Шуру"или "Саню" - он только Саша!

Даже потерявшие память люди неравнодушны к звукам своего имени. Когда взрослый человек по той или иной причине осознанно меняет свое имя, то обычно смена имени происходит безо всяких проблем, если это происходит по доброй воле.

Однако если имя ребенка меняется после усыновления (удочерения) новыми родителями, то для ребенка это может стать очень сложной психологической травмой на всю жизнь. Если ребенка усыновляют, удочеряют или берут в опеку в грудном возрасте, а то и сразу после рождения, то проблем с измененным именем обычно не возникает. А вот в случае, когда ребенок попадает в семью в 2−5 лет, смена имени обычно, судя по опыту работы с такими детьми, бесследно не проходит.

У приемных детей и так бывает немало проблем из-за потери или расставания с родителями, из-за проживания в неблагополучных, пьющих семьях, в детских домах. А если еще ребенку, оказавшемуся в новой семье, предлагают забыть свое родное имя, которое неразрывно связано с его самостью, с его «Я», со всем, что он помнит и знает в своей жизни, то это, в дополнение ко всем другим проблемам, может стать настоящей трагедией.

Что же толкает новоявленных родителей менять имя ребенка после усыновления, удочерения, оформления опеки? Причины бывают самые разные.

  • Чаще всего, это — желание родителей, чтобы ребенок вместе с именем забыл свое прошлое. Им кажется, что с новым именем он легче адаптируется в новой семье.
  • Иногда меняют имя, если оно связано с каким-то неприятным человеком или событием в семье.
  • Бывает, что выбирают новое имя в честь родственников и близких.
  • Или же просто считают важным подарить ребенку свое любимое имя.

А что же ребенок, для которого его имя неотъемлемо от его тела, от его «Я»?

Обретя новое имя, дети часто как бы немного теряют себя, становятся изгоями среди сверстников, потому что продолжают ощущать себя Васями и Настями, а не Константинами и Виолеттами.

Например, девочка из очень благополучной семьи, где ни в чем не знает отказа, признается, что она ненавидит свое имя Анжелика, потому что чувствует себя Катей. Парадоксально, но получается, что все плохое у нее связано с новым именем, хотя, когда была Катей и жила с пьющими родителями, она голодала, была бита, воровала.

Девочка чувствовала и вину перед своими родителями, и одновременно страдала, что она остается плохой Катей из той страшной и жалкой жизни. А в школе она стала изгоем, потому что стеснялась своего нового имени, боялась, что все догадаются, что она Катя, которая бомжевала, собирала бутылки, была грязнулей. Чтобы угодить одноклассницам, она берет их вину на себя, терпит их насмешки и матерные слова в свой адрес. Мама же жалуется, что Катя-Анжелика очень зависима от подруг, боится их, неискренна, постоянно врет…

Что касается детей, которых принимают на воспитание иностранцы, то практически всегда они получают новые имена. Даже оставшись со своими родными именами, они их слышат в другом, непривычном звучании, которое воспринимается мозгом совершенно чужим, непривычным. К примеру, Миша и Майк, Паша и Пол — это сочетание разных звуков, значит, и реакция определенных структур мозга на них разная.

И с очень чувствительными приемными детьми может случиться, что второе, «неродное», имя не воспринимается ими как свое, поскольку это не совсем родной звуковой код.

На первый взгляд это, казалось бы, мелочи. Однако они могут быть той каплей, которая может провоцировать срыв психических механизмов из-за невозможности дешифровки мозгом уникального звукового кода.

На моей памяти не было ни одного усыновленного, удочеренного или приемного ребенка, у которых не было бы множества проблем, связанных с повышенной тревожностью, страхами, неуверенностью, агрессивностью, обидчивостью, чрезмерной ранимостью или склонностью к аффективным вспышкам. Такие дети, пережившие за свой короткий век целый ряд тяжелых психотравм, всегда нуждаются в психологической помощи, психотерапии.

И среди них важно распознать тех, кому поменяли имя, чтобы особо проработать эту проблему. Если она останется незамеченной, то психотерапия всех других проблем ребенка может быть неуспешной, потому что без принятия своего имени невозможно полное принятие себя. А это одно из условий психологического благополучия.

Статья опубликована в 2012 году. Публикуется здесь с небольшим изменением.



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшем
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Ненавижу свое... свой... себя...
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Email-консультация "Постоянно продавливаю свое мнение..."
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь