|
Овца в волчьей шкуре, или что такое человек социальный?Автор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
Крылатое выражение гласит: «Волк в овечьей шкуре». Данное выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матфей, 7, 15). Оно иносказательно говорит о лицемерии и коварстве человека, который притворяется добрым и равнодушным. В настоящее время данное выражение приобрело новые смыслы. Можно услышать его про так называемых «агрессоров» в созависимых отношениях. Под «агрессором» (волком) подразумевается созависимый человек, проявляющий в адрес «жертвы» (овцы) любые патологические формы взаимодействия и манипуляций, направленные на разрушение и подчинение личности последней. «Агрессором» может быть и человек с патологической ревностью (домашний тиран), с садистическим наклонностями (потенциальный насильник), с деликвентным поведение (нарушители общественного порядка) и аддиктивным поведением (химически зависимые люди). Зачастую к ним относятся люди с акцентированными или ярко выраженными чертами характера (например, при патологической невротизации характера), или с личностными расстройствами (например, диссоциативное, нарциссическое, пограничное и садистическое расстройство личности), или с органическими нарушениями головного мозга. На обложке русского издания книги шведских журналисток, Ауд Далсегг и Ингер Вессе, «На крючке. Как разорвать круг нездоровых отношений» была использована иллюстрация, где антропоморфный муж-волк сидит за обеденным столом и держит кухонный нож у горла любящей его жены-овцы. Волк в овечьей шкуре, который незаметен и не виден; а он цап и ты был таков. А все описанные метафорические случаи в том или ином виде встречались в жизни человечества. Поведение индивида в социальной группе является одним из интересных с позиции современной психологии (семейной, групповой и социальной). Благодаря немецко-американскому психологу Курту Левину и многим его последователям мы знаем много про законы поведения человека в группе и социуме. После уже появились классические эксперименты американского учителя истории Рона Джонсона «Третья волна», Стэнфордский тюремный эксперимент американского психолога Филипа Зимбардо и другие, наглядно показавшие, что мы не так и далеко ушли от животных инстинктов и социальная маска легко срывается. Другой видный английский психолог и психоаналитик Уилфред Бион говорил о том, что даже в одиночку человек остаётся социальным и его психика продолжает работать как часть групповой «психики». В более современном варианте это приобрело очертания в виде системной семейной терапии субличностей Ричарда Шварца, где все субличности внутри каждого человека представляют собой единую группу (цельную или расколотую), и работа с субличностями происходит как с группой людей. Потребности, чувства и мотивы каждой такой субличностями могут быть разными и порой взаимоисключающие друг друга, а от сюда нарушение и диалога, недопонимание и душевная «пустота». Именно фактор социальности, наличие социальных масок, а также — речи и мышления, делают нас людьми: Homo с любыми вариантами уточняющих названий в любую эпоху жизни человечества. Как тут не вспомнить фрагмент известного монолога Сатина из пьесы Максима Горького «На дне»: «... Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всь — в человеке, всь для человека! ...» Максим Горький «На дне». Предложенная мною выше игра-фантазия с волками и овцами — это вариант известного метода ассоциаций и внутренней работы с образами Карла Юнга. Данная на первый взгляд безобидная психопрактика позволяет активировать протяженные ассоциативные ряды, иррациональное мышление и запустить работу «лечебного» бессознательного. Помните, что любая остановка в движении психики и негативные мысли разругают и отравляют личность. Работа с образами — это деликатный процесс и направлен на формирование продуктивных и позитивных оных. Как раз и предлагаю вам пофантазировать и ответить на три следующих вопроса: 1. Зачем волку в овечьей шкуре быть в стае волков? 2. Зачем овце в шкуре волка быть в стаде овец и в стае волков? 3. Зачем овце идти в стаю волков? Возможно вы вспомните, конкретные случаи на данные животные ситуации из своего личного опыта или художественной литературы. Мне интересно узнать ваши мнение, мысли и суждение. Делимся, обсуждаем и двигаемся вперёд! Спасибо вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение! Автор заметки: к.б.н., медицинский (клинический) психолог, Гештальт-терапевт, танатотехник, ведущий динамических терапевтических групп, Дмитрий Владимирович Нещадим Дмитрий Нещадим | Клинический психолог | Театральный психолог | Новосибирск +7(913)944-07-64 Skype: d.neshchadim VK: //neshchadim FB: //d.neshchadim Inst.: @d.neshchadim_psychologist Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|