|
Ягненок в волчьей шкуре. Антисоциалочка.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Мотив волка в овечьей шкуре понятен всем. А зачем овце надевать волчью шкуру? Чтобы среди овец властвовать, самоутверждаться, манипулировать. Девочку мне привела коллега, работающая в кризисном центре с трудными подростками. Субтильный подросток 14 лет с синяком на скуле, девочка – одуванчик, ее зажатость и угловатость на первый взгляд вызывали жалость. Но во взгляде ее прищуренных глазок, не было того страха о котором рассказывала мне моя коллега, социальный работник (именно этот взгляд вызвал во мне двоякое чувство по отношению к этой девочке). Она попросила меня поговорить с этой девочкой, как то помочь, может повысить ей самооценку, помочь понять чего она сама хочет, как выйти из этих отношений. Ей было очень жалко девочку. Со слов моей коллеги – девочка попала не в ту компанию, ее парень 17 лет втягивает ее в противоправные действия (воруют, отнимают деньги у детей и подростков, бьют младших, угоняют машины и катаются на них, выпивают и д.р). Причем ее парень очень агрессивный, груб с ней, поколачивает ее, запугивает. Но уйти она от него не может, говорит «значит, такова судьба». Родители мало занимаются воспитанием девочки. Мама много работает и только орет, когда она не приходит ночевать. Папа вообще не интересуется детьми, но забирая ее ночью из притонов, тоже может поколотить. В семье трое детей – старшая девочка учится в училище в другом городе, средняя моя клиентка и мальчик 6 лет, которым занимается тоже она. В этой семье бабушек нет, родители на работе и сами дети воспитывают младших детей (точнее строят друг друга, со слов моей клиентки). Социальные службы уже пару лет «наблюдают» за этой компанией несовершеннолетних, но сделать ничего не могут. Дети живут в этой среде, состоят на учете, но сами менять в своей жизни ничего не хотят. А может просто они и не видели этой другой жизни. А в этой все понятно и привычно. Сначала я тоже присоединилась в чувствах к своей коллеге, слушая ее историю, мне тоже было жаль девочку. Девочку, которую все имеют право поколотить, заставить делать то, что незаконно. Все одноклассники ее тоже жалеют, советуют уйти от этого парня. Родители тоже только об этом и говорят, орут, требуют. Социальные работники предлагают ей пожить какое-то время в кризисном центре в другом городе. Как будто, она сама не участница своей жизни, и эта ее частая фраза «да само все происходит, как то, такова судьба» - отвечала она на вопросы о ее противоправных действиях с парнем, и его насилии над ней. Но она, почему-то не уходит от парня, продолжает с ним воровать даже из своего дома, не уезжает. Во общем, не делает ничего, чтобы это прекратить. Пробовала уйти от него, начала встречаться с другим «добрым» мальчиком, стала чаще ходить в школу, но через месяц опять вернулась к этому парню, в его компанию. Почему? (второй раз у меня возникли двоякие чувства) Мы встретились с девочкой несколько раз. Родители, как я их не приглашала, на встречу так и не пришли. Мама по телефону говорила, что ей некогда, и говорила о том, что ее дочь позорит семью. Я так поняла мамину позицию - пусть выживает как хочет. Девочка на сессии приходила не регулярно, но ее перенос на меня материнской фигуры стал проявляться позитивнее. Стала более откровенной, рассказывала о своих переживаниях, стала смотреть в будущее. В будущем она себя со своим парнем не видит, но сейчас ее якобы все устраивает – опять судьба. Она призналась, что хочет быть воспитателем, хочет воспитывать детей. И казалось бы, вот она, безобидная мечта, позитивный образ будущего! Стоило бы обрадоваться, но именно здесь у меня опять (в третий раз) возникло двоякое чувство. Воспитывать = строить младших детей, как брата – вспомнилась мне ее фраза. И здесь я увидела ее Теневую часть личности – Власть, управление, манипуляции. Она не может бросить и уйти от парня, который, по сути, является ее Тенью. Он плохой, он агрессор, а я жертва. Все меня жалеют, а его порицают. Как можно отказаться от части себя, от той части которая дает тебе столько энергии, сил, драйва и невидимой власти над другими? Украли вместе, она вынесла из своего дома ноутбук (он заставил), продали его, а деньги, он потратил якобы на себя. Она взяла ключи от отцовской машины – а он за рулем пьяный, без прав гонял по городу (конечно с ней вместе). Да эти отношения можно назвать зависимыми, но…она отнюдь не Жертва, потому, что она тоже является полноправным участником и действующим лицом этих противоправных действий.
По критериям DSM наличие 3 признаков из 12, уже говорит о антисоциальном расстройстве личности. У девочки-одуванчика 7 критериев совпадают. Но я все равно жду ее на каждый, назначенный сеанс, расстраиваюсь, когда она не приходит. Мы выстраиваем границы сеттинга, строим отношения, формируем здоровую привязанность и принимаем, выносим переносные и контрпереносные чувства. Работа с подростками с антисоциальными наклонностями – трудная и сложная для психологов, социальных работников, педагогов. Это социальнозлокачественная проблема.
Образ клиентки собирательный, картинка сложилась из нескольких похожих клинических случаев, поэтому все совпадения фактов, случайны.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|