О компьютерной зависимости. Играть или не играть? – вот в чём вопрос.

О компьютерной зависимости Играть или не играть  вот в ч м вопрос

Работаю психологом в детской поликлинике. Год от года  - всё чаще обращения родителей по поводу компьютерной зависимости у детей. В последнее время ситуация такова: примерно одно новое обращение в неделю! Причём обращаются чаще тогда, когда дитя выдаёт острую аффективную реакцию на лишение компьютерной игры (пропало электричество, интернет, села батарейка в телефоне). То, что описывают родители, а иногда -  показывают записанное видео, выглядит страшно: разъярённый подросток крушит и ломает мебель дома, швыряет компьютерную мышь о стену, грозит убить родственников или себя…

Часто о наличии игрового пристрастия упоминается вскользь, как бы между прочих семейных проблем, с обязательным дополнением «таксейчасвсеиграют». По ходу консультации выясняется, что в семье играет не только сын, но и папа – образец для подражания.

Давайте попробуем разобраться, что же настолько вызывает интерес, привязывает в компьютерной игре?! Какие есть пути преодоления компьютерной зависимости?

Игра – ведущий род деятельности ребёнка, начиная с 2-х лет. Играть – это нормально даже для взрослых (включается наша детская часть). В игре ребёнок может быть самим собой, получать удовольствие как от процесса игры, общения со сверстниками, так и от выигрыша. Итак, тягу к игре подкрепляет эмоция радости. Играть полезно, но только если это игры реальные – настольные, интеллектуальные, уличные, спортивные – такие, где есть взаимодействие. Таким образом ребёнок учится работе в команде, терпению, соблюдению правил. Из игр этот опыт переносится в большую жизнь. Что же касается компьютерных игр, то тяга к ним возникает тем скорее, чем более ребёнок не доиграл в раннем возрасте.

            Условно попробуем разделить игры на «стрелялки», «страшилки» и «стратежки» (так называют их сами играющие, а «условно» потому, что чаще игры сочетают в себе все эти качества в большей или меньшей степени).

 Нужно заметить, что игровая зависимость – это всегда эмоциональная зависимость. Например, игра в «стрелялки» позволяет легализовать эмоцию гнева, и особенно актуальна в семьях, где есть запрет на выражение злости. Но, играя в такие игры, вместо эмоционального отреагирования и разрешения ситуации, играющий получает замкнутый круг. Всё дело в том, что эмоция злости сопровождается выбросом норадреналина, который имеет свойство разрушаться только при мышечной работе (догнать, ударить – работают мышцы рук, ног, всего тела). При сидении за компьютером такой работы не происходит и таким образом поддерживается постоянный достаточно высокий уровень «гормона злости», что потом, при внезапном лишении игры или проигрыше, приводит к аффективной вспышке со швырянием предметов и угрозами в сторону родственников. Получается, что вместо отреагирования злости в игре игрок получает «пустышку». Как пустышка не питает младенца, так и игра не позволяет стать менее злым, а, скорее, наоборот. У мальчиков, играющих в «стрелялки» чаще проявляется агрессивное поведение в школе и дома.

Если говорить о «страшилках», то чаще это игры-квесты, где герой должен пройти определённый маршрут или лабиринт, а по ходу игры перед глазами играющего внезапно появляется персонаж в виде привидения, зомби или убийцы. Фактор внезапности вызывает выброс адреналина – «гормона страха», который, чтобы нейтрализоваться, как и норадреналин, требует мышечной работы (потребность убегать). Далее идёт процесс, описанный выше с играми-«стрелялками» - если мышечного отреагирования не происходит, то высокий уровень адреналина делает ребёнка пугливым, тревожным. В дополнение к этому, в силу возраста ребёнок может верить в реальное существование пугающих героев. Но не всё так просто. Что же скрывается за потребностью «пощекотать себе нервы»? Часто это  - ощущение смелости, моральной силы – «я не боюсь», «я смелый» - испытание себя, как реализация потребности быть признанным. Поддерживать интерес к таким играм также может «вторичная выгода» от появившихся страхов: ребёнок боится оставаться дома один – и родители всегда рядом, боится спать один – и вот уже мама ложится спать вместе с ним.

Что касается стратегических игр, то здесь зависимость появляется из-за желания переживать снова и снова ситуацию успеха, состояние грандиозности, чувство радости от прохождения определённого уровня. Зависимость от «стратежек» развивается гораздо чаще и скорее, чем от других игр. Подкрепляется это соответствующим озвучиванием: «Да, сэр!», «Слушаюсь, милорд!», «Да, господин!», «Так точно, капитан!» - здесь на славу поработали гейм-психологи, опираясь на человеческое желание быть успешным, заслужить определённый статус в обществе. Естественно, что добиться высокого статуса в игре намного проще, чем в реальной жизни – так и появляется зависимость. Игроманы способны проводить перед мониторами компьютеров по многу часов, отказываясь от еды, сна, личной гигиены; при этом может забрасываться учёба в школе, ВУЗе и даже работа.

Можно сделать общий вывод для всех видов игр: игра даёт возможность удовлетворить неудовлетворённую потребность – в выражении злости, достижении успеха, признания, отвлечении от чувства безнадёжности, одиночества, стыда. Зная, какую функцию выполняет компьютерная зависимость, можно помочь ребёнку (и взрослому) достичь того, что он получал с помощью игры.

Дорогие родители! Не спешите подсаживать своего ребёнка на «компьютерную иглу». Чем позже ваш ребёнок познакомится с электронными играми, тем лучше. Хорошо, если к моменту знакомства с гаджетом у вашего ребёнка будет увлечение, способное доставлять чувство радости, успешности. В том случае, если ребёнок уже играет,  не нужно бежать и отбирать его гаджет, сначала подумайте: какая неудовлетворённая потребность за этим стоит?

Если актуальная потребность – отреагирование злости (особенно актуально для мальчиков) – отдайте в спортивную секцию – это более здоровый способ.

Не ставьте слишком высокую планку в учёбе, если способности ребёнка – среднего уровня; не сравнивайте с соседским мальчиком-отличником, лучше помогите найти своему ребёнку хобби в соответствии с его интересами – пусть почувствует свою успешность  в реальном, а не в виртуальном увлечении.

Почаще бывайте рядом со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Для мальчиков очень важен пример папы. В нашем случае, если играет отец, то с большой долей вероятности, сын тоже будет играть.

Учите детей выражать свои эмоции, не причиняя вреда окружающим людям. Учите ставить жизненные цели и достигать их, будьте в этом примером.

Приглашаю к диалогу и предлагаю вместе ответить на вопрос: что позволяет родителям игнорировать такие нездоровые симптомы у ребёнка, как снижающаяся острота зрения, тики, нарушение осанки или лишний вес из-за гиподинамии перед компьютером?

Автор: Гасникова Ольга



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Трансформационные игры, что это такое и зачем в них играть?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Что нужно знать при выборе игры как психологического инструмента?
  • Что такое трансформационные психологические игры и зачем в них играть
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Психологические трансформационные игры - что это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь