|
О компьютерной зависимости. Играть или не играть? – вот в чём вопрос.Автор статьи: Гасникова Ольга Викторовна
Часто о наличии игрового пристрастия упоминается вскользь, как бы между прочих семейных проблем, с обязательным дополнением «таксейчасвсеиграют». По ходу консультации выясняется, что в семье играет не только сын, но и папа – образец для подражания. Давайте попробуем разобраться, что же настолько вызывает интерес, привязывает в компьютерной игре?! Какие есть пути преодоления компьютерной зависимости? Игра – ведущий род деятельности ребёнка, начиная с 2-х лет. Играть – это нормально даже для взрослых (включается наша детская часть). В игре ребёнок может быть самим собой, получать удовольствие как от процесса игры, общения со сверстниками, так и от выигрыша. Итак, тягу к игре подкрепляет эмоция радости. Играть полезно, но только если это игры реальные – настольные, интеллектуальные, уличные, спортивные – такие, где есть взаимодействие. Таким образом ребёнок учится работе в команде, терпению, соблюдению правил. Из игр этот опыт переносится в большую жизнь. Что же касается компьютерных игр, то тяга к ним возникает тем скорее, чем более ребёнок не доиграл в раннем возрасте. Условно попробуем разделить игры на «стрелялки», «страшилки» и «стратежки» (так называют их сами играющие, а «условно» потому, что чаще игры сочетают в себе все эти качества в большей или меньшей степени). Нужно заметить, что игровая зависимость – это всегда эмоциональная зависимость. Например, игра в «стрелялки» позволяет легализовать эмоцию гнева, и особенно актуальна в семьях, где есть запрет на выражение злости. Но, играя в такие игры, вместо эмоционального отреагирования и разрешения ситуации, играющий получает замкнутый круг. Всё дело в том, что эмоция злости сопровождается выбросом норадреналина, который имеет свойство разрушаться только при мышечной работе (догнать, ударить – работают мышцы рук, ног, всего тела). При сидении за компьютером такой работы не происходит и таким образом поддерживается постоянный достаточно высокий уровень «гормона злости», что потом, при внезапном лишении игры или проигрыше, приводит к аффективной вспышке со швырянием предметов и угрозами в сторону родственников. Получается, что вместо отреагирования злости в игре игрок получает «пустышку». Как пустышка не питает младенца, так и игра не позволяет стать менее злым, а, скорее, наоборот. У мальчиков, играющих в «стрелялки» чаще проявляется агрессивное поведение в школе и дома. Если говорить о «страшилках», то чаще это игры-квесты, где герой должен пройти определённый маршрут или лабиринт, а по ходу игры перед глазами играющего внезапно появляется персонаж в виде привидения, зомби или убийцы. Фактор внезапности вызывает выброс адреналина – «гормона страха», который, чтобы нейтрализоваться, как и норадреналин, требует мышечной работы (потребность убегать). Далее идёт процесс, описанный выше с играми-«стрелялками» - если мышечного отреагирования не происходит, то высокий уровень адреналина делает ребёнка пугливым, тревожным. В дополнение к этому, в силу возраста ребёнок может верить в реальное существование пугающих героев. Но не всё так просто. Что же скрывается за потребностью «пощекотать себе нервы»? Часто это - ощущение смелости, моральной силы – «я не боюсь», «я смелый» - испытание себя, как реализация потребности быть признанным. Поддерживать интерес к таким играм также может «вторичная выгода» от появившихся страхов: ребёнок боится оставаться дома один – и родители всегда рядом, боится спать один – и вот уже мама ложится спать вместе с ним. Что касается стратегических игр, то здесь зависимость появляется из-за желания переживать снова и снова ситуацию успеха, состояние грандиозности, чувство радости от прохождения определённого уровня. Зависимость от «стратежек» развивается гораздо чаще и скорее, чем от других игр. Подкрепляется это соответствующим озвучиванием: «Да, сэр!», «Слушаюсь, милорд!», «Да, господин!», «Так точно, капитан!» - здесь на славу поработали гейм-психологи, опираясь на человеческое желание быть успешным, заслужить определённый статус в обществе. Естественно, что добиться высокого статуса в игре намного проще, чем в реальной жизни – так и появляется зависимость. Игроманы способны проводить перед мониторами компьютеров по многу часов, отказываясь от еды, сна, личной гигиены; при этом может забрасываться учёба в школе, ВУЗе и даже работа. Можно сделать общий вывод для всех видов игр: игра даёт возможность удовлетворить неудовлетворённую потребность – в выражении злости, достижении успеха, признания, отвлечении от чувства безнадёжности, одиночества, стыда. Зная, какую функцию выполняет компьютерная зависимость, можно помочь ребёнку (и взрослому) достичь того, что он получал с помощью игры. Дорогие родители! Не спешите подсаживать своего ребёнка на «компьютерную иглу». Чем позже ваш ребёнок познакомится с электронными играми, тем лучше. Хорошо, если к моменту знакомства с гаджетом у вашего ребёнка будет увлечение, способное доставлять чувство радости, успешности. В том случае, если ребёнок уже играет, не нужно бежать и отбирать его гаджет, сначала подумайте: какая неудовлетворённая потребность за этим стоит? Если актуальная потребность – отреагирование злости (особенно актуально для мальчиков) – отдайте в спортивную секцию – это более здоровый способ. Не ставьте слишком высокую планку в учёбе, если способности ребёнка – среднего уровня; не сравнивайте с соседским мальчиком-отличником, лучше помогите найти своему ребёнку хобби в соответствии с его интересами – пусть почувствует свою успешность в реальном, а не в виртуальном увлечении. Почаще бывайте рядом со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Для мальчиков очень важен пример папы. В нашем случае, если играет отец, то с большой долей вероятности, сын тоже будет играть. Учите детей выражать свои эмоции, не причиняя вреда окружающим людям. Учите ставить жизненные цели и достигать их, будьте в этом примером. Приглашаю к диалогу и предлагаю вместе ответить на вопрос: что позволяет родителям игнорировать такие нездоровые симптомы у ребёнка, как снижающаяся острота зрения, тики, нарушение осанки или лишний вес из-за гиподинамии перед компьютером? Автор: Гасникова Ольга Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|