Позитивная психология. Оптимисты и пессимисты

Приступая к серии заметок о позитивной психологии, об ее смысле, значении и методах, прежде всего хочется написать об оптимизме (и, конечно, об его антагонисте - пессимизме). Ведь очень часто позитивную психологию приравнивают к оптимизму.

Оптимизм… Что это? Насколько важен он в нашей жизни? Как же происходит это разделение на оптимистов и пессимистов? И почему это происходит?

Изначально слово оптимизм происходит от лат. optimus — наилучший. Оптимизм – это один из двух основных видов восприятия мира.

И мне нравится, когда оптимизм определяют, как веру в лучшее в людях и жизни.

Как сторонница позитивной психологии, считаю, что дети изначального оптимисты. Все. Они смотрят на мир радостно и верят в счастливое будущее, жизнь вызывает интерес и восторг… Это как безусловный рефлекс (вроде сосательного или глотательного), но постепенно многие из них утрачивают это качество. Оптимизм начинает уходить, как и другие безусловные рефлексы. Но жизнь не терпит пустоты. Так в жизнь детей входит – негативизм, так некоторые становятся пессимистами.

Многие знают тест про стакан, в котором воды налито ровно половина от нужного объема. Вспомнили? Представили? Какой он для вас? Наполовину пустой или наполовину полный? От ответа зависит ваш статус – пессимист или оптимист.

Я использую другой тест при работе с детьми: спрашиваю родителей: «В каком настроении обычно просыпается ваш ребенок?». Поверьте, ответ на этот вопрос, говорит о многом. От того, с каким настроением ребёнок встречает новый день, зависит его восприятие мира.    

Как утверждает в своих книгах основоположник позитивной психологии Мартин Селигман, детям нужна прививка от пессимизма. От пессимизма, которым часто «заражает» ребенка его окружение. Эта прививка не менее важна, чем прививка от скарлатины и гриппа. «Психологическая иммунизация» от пессимизма (Книга М. Селигмана «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера» ).

Как же окружение «заражает» ребенка пессимизмом? Прежде всего неверной интерпретацией неудачи и «страшилками» о сложностях жизни.

Неудача сама по себе не является катастрофой. Неверное объяснение неудачи - более вредно. Нужно не решать проблему за ребенка, а изменить восприятие проблемы (неудачи). Не опровергать реальность, чтобы улучшить настроение ребенка, а учить упорству и активности. Признать, что неудача – это повод для временного огорчения, но не причина опускать руки. Неудача – лишь частный случай, а не общий закон жизни.

Не нужно программировать ребенка на встречу со множеством трудностей, рассказывая о своих неудачах и проблемах, переживаниях. Чаще говорите о достижениях, победах и возможностях изменить свою жизнь. Ведь, к сожалению, воспитание почему-то часто ассоциируется с негативными опытом, рассказом о пробах и ошибках.

Пусть ребенок будет настроен на успех, а не живет в ожидании возможных неудач и ошибок!

На психологических занятиях с детьми я начинаю свой рассказ о пессимистах и оптимистах со сказки. «Ох и АХ». Есть такой мультфильм. Можно посмотреть или прочесть, а потом обсудить с ребенком.

Знает ли он таких людей или детей. И кем он мог бы быть в этой сказке? И почему? А на кого похожи другие члены семьи?

Смысл этой сказки в целом уже доступен для детей с 3-х лет. И с легкостью можно узнать, каким видит себя и вашу семью ребенок. Есть ли у него «прививка» от пессимизма.

Оптимизм и пессимизм тесно связаны с мотивацией, общей жизненной мотивацией. Ее всего два вида. Мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Эта мотивация – это по сути жизненный сценарий.

 



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оптимизм - это реализм? Немного позитивной психотерапии
  • Позитивные эмоции и бесконечный оптимизм или как сделать свою жизнь легче.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это изменить всю Вашу жизнь или как начать жизнь с чистого листа?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Жизненный оптимизм: как его сформировать и развить
  • Как сформировать у ребенка стремление к успеху и оптимизм
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Сила воли. Как это работает? или Мотивация для слабаков!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Оптимизм или пессимизм?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Мотивация или зачем все это нужно
  • Травма отвержения и обесценивания. Случай в автобусе или как это происходит
  • На твою жизнь влияет то, как ты родился и можно ли это изменить?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок ведь не плюшевый мишка, он не игрушка – это же все знают.
  • Выбор психолога или как это происходит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь