|
Позитивная психология. Оптимисты и пессимистыАвтор статьи: Приемских Александра Михайловна
Приступая к серии заметок о позитивной психологии, об ее смысле, значении и методах, прежде всего хочется написать об оптимизме (и, конечно, об его антагонисте - пессимизме). Ведь очень часто позитивную психологию приравнивают к оптимизму. Оптимизм… Что это? Насколько важен он в нашей жизни? Как же происходит это разделение на оптимистов и пессимистов? И почему это происходит? Изначально слово оптимизм происходит от лат. optimus — наилучший. Оптимизм – это один из двух основных видов восприятия мира. И мне нравится, когда оптимизм определяют, как веру в лучшее в людях и жизни. Как сторонница позитивной психологии, считаю, что дети изначального оптимисты. Все. Они смотрят на мир радостно и верят в счастливое будущее, жизнь вызывает интерес и восторг… Это как безусловный рефлекс (вроде сосательного или глотательного), но постепенно многие из них утрачивают это качество. Оптимизм начинает уходить, как и другие безусловные рефлексы. Но жизнь не терпит пустоты. Так в жизнь детей входит – негативизм, так некоторые становятся пессимистами. Многие знают тест про стакан, в котором воды налито ровно половина от нужного объема. Вспомнили? Представили? Какой он для вас? Наполовину пустой или наполовину полный? От ответа зависит ваш статус – пессимист или оптимист. Я использую другой тест при работе с детьми: спрашиваю родителей: «В каком настроении обычно просыпается ваш ребенок?». Поверьте, ответ на этот вопрос, говорит о многом. От того, с каким настроением ребёнок встречает новый день, зависит его восприятие мира. Как утверждает в своих книгах основоположник позитивной психологии Мартин Селигман, детям нужна прививка от пессимизма. От пессимизма, которым часто «заражает» ребенка его окружение. Эта прививка не менее важна, чем прививка от скарлатины и гриппа. «Психологическая иммунизация» от пессимизма (Книга М. Селигмана «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера» ). Как же окружение «заражает» ребенка пессимизмом? Прежде всего неверной интерпретацией неудачи и «страшилками» о сложностях жизни. Неудача сама по себе не является катастрофой. Неверное объяснение неудачи - более вредно. Нужно не решать проблему за ребенка, а изменить восприятие проблемы (неудачи). Не опровергать реальность, чтобы улучшить настроение ребенка, а учить упорству и активности. Признать, что неудача – это повод для временного огорчения, но не причина опускать руки. Неудача – лишь частный случай, а не общий закон жизни. Не нужно программировать ребенка на встречу со множеством трудностей, рассказывая о своих неудачах и проблемах, переживаниях. Чаще говорите о достижениях, победах и возможностях изменить свою жизнь. Ведь, к сожалению, воспитание почему-то часто ассоциируется с негативными опытом, рассказом о пробах и ошибках. Пусть ребенок будет настроен на успех, а не живет в ожидании возможных неудач и ошибок! На психологических занятиях с детьми я начинаю свой рассказ о пессимистах и оптимистах со сказки. «Ох и АХ». Есть такой мультфильм. Можно посмотреть или прочесть, а потом обсудить с ребенком. Знает ли он таких людей или детей. И кем он мог бы быть в этой сказке? И почему? А на кого похожи другие члены семьи? Смысл этой сказки в целом уже доступен для детей с 3-х лет. И с легкостью можно узнать, каким видит себя и вашу семью ребенок. Есть ли у него «прививка» от пессимизма. Оптимизм и пессимизм тесно связаны с мотивацией, общей жизненной мотивацией. Ее всего два вида. Мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Эта мотивация – это по сути жизненный сценарий.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|