|
Прививка от неудачи.Автор статьи: Личкова Жанна Леонидовна
Прививка от неудачи. Психологическая поддержка. Как это?
Как Вы ведете себя в этих (и других трудных) ситуациях? Что говорите сыну или дочери? Как Вы это говорите? Что делаете? От Вашей реакции многое зависит, например, испытает ребенок чувство облегчения от того, что его понимают, или разочарования и несостоятельности; будет Вам доверять или начнет скрывать свои переживания и проступки. Поэтому важно научиться оказывать своему ребенку психологическую поддержку. Психологическая поддержка — это тот способ общения, который способен улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, и это позволяет ребенку укрепить самооценку; поверить в себя и свои способности; избежать ошибок; пережить неудачи. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, Вам, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать ребенка — значит верить в него.Вербально (с помощью слов) и невербально (с помощью жестов, мимики, интонаций) Вы сообщаете ребенку, что верите в его силы и способности. Вы должны показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Важно помнить, что ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Для того чтобы показать веру в ребенка, Вы должны иметь мужество и желание сделать следующее:
Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, и не достигнут самоуважения и уверенности. Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия, хотя направлены, казалось бы, на то, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка. Если Вы говорите, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!», «Ты мог бы сделать это лучше», то ребенок может сделать вывод: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь». То есть реакция прямо противоположная. Как поддерживать ребенка? Существуют ложные способы поддержки. Так, довольно распространенными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингами (братьями и сестрами) и сверстниками.Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п. Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания: — Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком. — Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься. Не стоит сосредотачиваться на прошлых неудачах и использовать их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее», «Когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим». Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от Вас некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо следующее. 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему. 14. Демонстрировать оптимизм. Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Поддерживать можно с помощью:
Когда Вы верите в своего ребенка и поддерживаете его, он сам начинает верить в себя и свои способности; он может пережить неудачи. У Вас всегда есть выбор: лишить ребенка мужества или вселить в него уверенность. Когда Вы выбираете второй вариант, то есть делаете акцент на позитивных сторонах, подкрепляете его инициативу, ребенок чувствует себя принятым и между вами возникают настоящие, близкие отношения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|