|
Эссе "Образ идеального студента"Автор статьи: Ромашова Ирина Владимировна
Размышляя на тему, каков идеал студента для меня, я долго не могла прийти к какому-то определенному образу. Возможно, из-за того, что сама уже много лет являюсь «вечным студентом» и мне сложно посмотреть на нас, студентов, со стороны. А может, из-за того, что не придаю особого значения этому, так как не вижу (пока что) в этом вИдении практической значимости (как говорится, «живу себе и живу...»). И, тем не менее, сопоставив свои размышления с прочитанным и услышанным материалом на тему студенчества, у меня сформировалось два образа идеального студента, которые, впрочем, могут в чём-то друг другу не соответствовать и даже противоречить. Упрощенный образ гласит, что идеальный студент – это тот, кому нравится учиться, кто умеет учиться и кто учится! Эти три показателя должны быть едины. Главным «драгоценным камнем» в этом образе является познавательная активность студента – стремление к познанию. Студент, стремящийся к познанию себя и мира – это счастливый человек! Его мозг работает всегда, даже когда для этого нет внешнего директива. Этот человек, как правило, уже в юности много прочитал, многое знает, ищет истину, любит думать и критически воспринимает мир. Такой студент – находка для преподавателя (такого же думающего и ищущего, конечно) – это и интересный собеседник, и (иногда) даже оппозиционер. Такой студент является двигателем внутреннего развития студенческого коллектива и взаимоотношений с преподавателями. Хорошо, когда такой студент прилежно посещает занятия и имеет сносный характер. Но даже если не так, ничего страшного, ведь самое важное – познание – он реализует! А это в большинстве случаев залог становления в будущем хорошего специалиста. Более сложный образ охватывает сразу несколько сторон человеческого бытия и личности: мировоззрение, поведение и характер, ценностные ориентации, академические способности и социальную активность студента. Такой образ нужно разобрать детальнее. На первое место я поставила мировоззрение: оно является фундаментом (явно или косвенно) при поступлении в вуз, играет ведущую роль в выборе будущей профессии. Итак, идеальный студент уже при поступлении в вуз понимает и осознает свое место в профессии и место профессии в его жизни, даже если это понимание еще носит поверхностный (хотя кто судьи?) характер. Поведение и характер идут почти в начале, так как отражают некую личностную и социальную зрелость человека, вступающего на путь профессионального становления – как он ведет себя в обществе, с людьми разного статуса и возраста? Умеет ли он проявлять лучшие свои качества, умеет ли контролировать себя? Воспитан ли он, в конце концов? Так, идеальный студент – тот, кого не нужно перевоспитывать и «довоспитывать». Он либо уже воспитан, либо с успехом сам себя воспитывает. Что касается ценностных ориентаций, то здесь, отчасти, вопрос близок к мировоззрению студента, но всё же более узок и широк одновременно: что является ценным в жизни человека? На что он ориентируется при выборе того или иного решения на своем жизненном пути? Какие ценности ставит на вершину своей «ценностной пирамиды»? Готов ли он жертвовать ради общечеловеческих ценностей? Считается ли он с ценностями других? Как глубоко он осознает ценности, заложенные в его будущей профессии? На эти и многие другие подобные вопросы в отношении ценностей идеальный студент ответит в русле высокодуховного философа-практика: «Гуманизм и ценность жизни превыше всего, а я лишь их слуга и проводник». Да, таков странный у меня образ – мы, дети ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на какой бы специальности не обучались, должны нести высокие идеалы и ценности той культуры, в которой выросли. И настоящий, идеальный студент это неизбежно чувствует и стремится реализовывать. Академические способности в этом «сложном» варианте идеального студента я поставила предпоследними, так как они, с одной стороны, как будто сами собой разумеющиеся после всего выше перечисленного, а с другой стороны – действительно не самые главные. Ведь студент это не школьный ученик, задача которого учиться, учиться и учиться, это практически полноценный «творитель» взрослого мира, который еще просто учится делать это качественно и профессионально. Так вот, академические способности идеального студента – это стремление максимально глубоко и широко изучить, понять азы своей будущей профессии, и пропитавшись всеми ее компетенциями, стать мастером выбранного дела. Социальная активность – как завершающая окантовка в этом образе идеального студента, внутреннее содержание которого соответствует высокоорганизованному взрослому человеку со зрелым сознанием, понимающему свое место в мире людей и стремящемуся к качественной реализации своего потенциала. Социальная активность в группе, в жизни вуза и за его пределами – это еще один показатель готовности студента быть частью социального мира, стремления делиться с миром «собой» и также принимать этот мир. Возможно, моё понимание и ощущение идеального студента слишком утопично, но на то он и идеал, чтобы быть почти недостижимым и тем самым толкать к бесконечному развитию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|