|
Держись, студент!Автор статьи: Нина Ренвалл (Станевич)
Учеба в высшем учебном заведении, кроме освоения профессии - это важнейший шаг в процессе отделения от родительской семьи, становление отдельной личности, живущей самостоятельной независимой жизнью. В четыре - пять - шесть лет студенчества вмещается несколько нормативных кризисов: кризис первокурсника, кризис третьего курса, кризис выпускника... И это не считая изменений в условиях жизни, часто сопряженных с переездом в другой город, с большей ответственностью, с необходимостью искать и отстаивать свое место сразу в двух новых коллективах, то есть, во-первых, находить общий язык в учебной группе и, во-вторых, познавать, создавать или реформировать законы общежития. Это пора первых взрослых влюбленностей и открытие уже взрослой сексуальной жизни, поиск партнера и выстраивание отношений через череду расставаний и встреч. На основании своей практики я выделяю несколько ключевых тем, которые могут быть потенциально проблемными в жизни студента: ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Как завести друзей? Как строить отношения с ними так, чтобы в них было действительно хорошо, интересно и свободно? Что делать если я влюбился со всеми, как говорится, вытекающими? Что делать, если я хочу, но никак не могу влюбиться? Что я должен знать о сексе? Негативный сексуальный опыт, как с ним жить дальше? Что делать если однокурсники не принимают меня или возник конфликт с соседями по общежитию? ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ. Какой я? Что я могу, на что способен? А если я не справлюсь? Я отличаюсь от других, что с этим делать? А что, если пока не сложилось позитивное отношение к своему телу, внешности? Тогда добавляются проблемы с расстройствами пищевого поведения, а там столько переживаний вины и стыда с которыми сложно справиться одному. ОТНОШЕНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ тоже могут не сложиться. РОДИТЕЛИ, которые безмерно тревожатся за выпорхнувшее из гнезда чадо. С ними теперь разделяет расстояние и они не всегда готовы замечать, что их ребенок уже не девочка или мальчик, а молодая женщина или молодой мужчина. Там где надо бы отпустить, дать свободу на совершение своих ошибок, контроль, под час только усиливается. Оказывается не так просто перестраивать отношения из старой привычной схемы "Родитель - Ребенок" в новую "Взрослый - Взрослый". СЛОЖНОСТИ В УЧЕБЕ. Не дается предмет, завалена сессия, не заставить себя сесть за курсовую и вообще ходить в институт. Материал неинтересен и непонятен. Учеба вызывает переутомление, нет времени ни на что другое. Сложности с учебой могут быть вызваны следующими причинами:
СТРАХИ, сопряженные с началом профессиональной деятельности. Они звучат так: Смогу ли я найти хорошую работу? Ту ли профессию я выбрал? Что делать, если я разочаровался в своей специальности, а мне еще пару лет тянуть до диплома? Я вообще не знаю, чего хочу, вдруг я не найду себя? Смогу ли я стать финансово независимым? Как сказать родителям о том, что я бросаю учебу или меня уже отчислили? ЗДОРОВЬЕ. Эта тема не так распространена, но все же присутствует. Да молодые люди тоже беспокоятся о состоянии организма и сталкиваются с болезнями. И это пугает, как может пугать все, с чем человек сталкивается впервые в жизни один на один. ДЕНЬГИ. Ну, и конечно, вечная тема студента - финансы, вернее их нехватка и их влияние на отношения с родителями, а так же на отношение к учебе. Здесь играют роль такие факторы как:
Все эти вопросы, страхи и проблемы усиливает иллюзия что наш студент первый и единственный, кто с этим столкнулся. И молодой человек остается наедине со своими переживаниями, такими нормальными и такими человечными. Я буду благодарна бывшим и настоящим студентам, их родителям и моим коллегам психологам за комментарии и дополнения к этому обзору. И за отклики, что было полезно для Вас в этом тексте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|