Секреты управления гневом.

" Спокойствием легко управлять, беспокойство сложно контролировать." Мен-Цзы

 Секреты управления гневом

Из Википедии: злость - чувство недоброжелательности, раздражения, гнева, досады, ярость.

Мы по-разному взаимодействуем со своей злостью, кто – то ее вытесняет, старается не осознавать, чтобы не доставлять дискомфорт окружающим. Но, вытесненная злость начинает разрушать организм изнутри, приводя к различным заболеваниям. Фактически, это агрессия, которую человек направляет на самого себя.

Кто – то «раскидывает» свою злость направо и налево, портя отношения с окружающими. Агрессивная вспышка помогает выпустить «пар», снять напряжение. Но проблема, ради решения которой это напряжение поднялось, не решается.

Крик – одно из проявлений злости. Например, вы кричите на ребенка и требуете, чтобы он собрал игрушки. В этот момент ребенок испытывает страх, а в состоянии страха сообразительность снижается. Становится трудно понять, что «от тебя требуют». Ребенок «тупит», а мама злится еще больше.

Фактически, мы злимся от бессилия. Когда не можем донести до другого то, что хотим, когда внутри много боли.

«Ору, потому что выхожу из себя, эмоции зашкаливают. Направить всю эту энергию в другое русло, а самое главное тормознуть себя в этот момент я не могу», - типичные мысли «орущего» человека. 

Говорят, что: «если сдерживать все эмоции, то умрешь от инфаркта, если бурно выражать - от инсульта».

Если вы «плещете» негативными эмоциями - это означает, что вам плохо, не реализованы какие – то важные потребности. Как правило, чем агрессивнее ведет себя человек, тем больше он нуждается в любви и понимании.

Итак, вытеснение и бесконтрольное выражение злости - это два крайних варианта, но, есть и другие. Выражать эмоции обязательно надо, но, можно научиться выражать их конструктивно, не разрушая при этом ни себя, ни другого человека. Например, говорить о своей злости, объясняя, чем она вызвана.

Так, если ребенок утром не хочет вставать, можно сказать ему примерно следующее: «Я ЗЛЮСЬ, потому что пять минут назад прозвенел будильник, а ты все еще лежишь в постели. Я хочу, чтобы ты встал. Если ты сейчас не встанешь, опоздаешь в школу».

Или вы злитесь по другой причине? Объясните сначала себе, а потом и ребенку причину своей злости. Что произойдет с вами, если ваш ребенок действительно опоздает в школу? А что произойдет с ним? Может быть ваши опасения «сильно преувеличены». А опоздав на урок, ребенок получит опыт ответственности за последствия долгого лежания в кровати. И в следующий раз ему захочется встать поскорее, чтобы не привлекать «повышенное внимание» учителя и одноклассников.

 
А может быть вы злитесь, потому что боитесь сами опоздать на работу или быстрый темп жизни, в котором вы вынужденно находитесь, выматывает вас.

Кстати, иногда, для того, чтобы ребенок легче вставал утром, достаточно укладывать его спать пораньше.

Когда вы объясняете другому человеку, что в его поведении «не так», человеку становится легче, так как приходит понимание, что вас злит только его конкретное поведение, а не он в целом. И важно четко донести до человека, что вы от него хотите.

Очень часто причина злости вообще не в том человеке, которому она адресуется. Например, не складываются отношения с мужем, а кричит женщина на ребенка, как на более доступный объект.

Пример из практики.

На прием пришли мама с сыном, мальчик грустно проговорил: «Мама не любит меня, она постоянно на меня кричит».

- Что делает ваш сын «не так», из – за чего вы кричите на него? - спрашиваю маму.

- Я просто все время «на нервах», мы разводимся с его отцом.

 

- Вы можете объяснить сыну, что ваша злость адресована не ему?

- Я злюсь, но моя злость принадлежит не тебе. Тебя я люблю. К сожалению, я пока не могу справиться со своими чувствами.

Сын улыбнулся: «Мамочка, ты можешь кричать сколько хочешь, если тебе от этого легче. Я думал, что это я плохой, раз ты все время на меня кричишь».

Говоря о своих чувствах, вы вырабатываете новый навык их выражения, раз за разом, давая мозгу новый опыт, "переучивая" его.

В психологической работе, часто, когда я предлагаю проговаривать свои чувства, в ответ слышу примерно следующее:

  • «Высказывать чувства для меня было бы оптимальным, но я почему - то не могу говорить, как будто не должен я об этом говорить, будто блок стоит какой - то, запрет»;
  • «Мне бы очень хотелось это проговорить вслух, но я не могу этого сделать. я считаю, что не должна этого делать»;
  • «Кому это нужно: слушать, что там в моей голове творится?»;
  • «Боюсь, что могу надоесть, что это никому не интересно, никто не захочет меня слушать, пошлет меня куда подальше…».

 От кого все эти запреты?

 От людей, которые играли важную роль в нашем детстве. Как правило, это родители.

Отрывок из сессии с клиенткой:

- Вспомните ситуацию, когда вы не могли справиться с гневом.  В какой части тела он появляется?


- Гнев появляется в области шеи и головы, еще в руках, преимущественно в кистях.

- Пофантазируйте, что хочет голова, шея, руки в момент появления гнева.

- Руки хотят обнять саму себя, обхватить шею, голову. Шея к тому же хочет, чтобы ее укутали теплым шарфом. Голова, чтобы ее погладили.

- Похоже, что вам не хватает любви: прикосновений, заботы, чтобы кто – то погладил, укутал.

- Что я могу сделать? Обнять саму себя? Укутать?

- Нет. Просить, чтобы это делали те люди, которые вас любят. Я уверена, что такие есть.

Бывает, что человек в приступе злости ломает или раскидывает вещи, часто, при этом, он копирует поведение значимого другого.

Вспомните, кто в вашей родительской семье выражал злость так, как вы сейчас.


Возможно, что проявляется установка: когда я что - то делаю "не так", например, кричу, раскидываю вещи, я получаю больше внимания, чем, когда веду себя хорошо.

«В детстве я в приступе недовольства могла и ногами топать и кричать. Маме это не нравилось. она запрещала мне это, очень неодобрительно говорила: "поговори, потопай мне еще, я тебе быстро волосы на кулак намотаю"» - вспоминает женщина, имеющая сложности с выражением злости.

Часто, когда ребенок хорошо учится, всегда находит себе какие – то полезные занятия, родители воспринимают это как должное и не обращают на него внимание. А внимание необходимо любому человеку, как признание его существования. Поэтому ребенок делает все для получения внимания. Если не положительного, то, хотя бы, негативного.  Для ребенка лучше, чтобы его отлупили, чем не заметили. Затем это привычное поведение сохраняется и во взрослой жизни.

Техника.

Чтобы "расколдоваться", представьте маму, скажите, глядя воображаемой маме в глаза: "Я до сих пор веду себя так, как научилась в детстве. Я кричу, топаю, и раскидываю вещи". Спросите маму: "Можно я буду говорить о своих чувствах? Говорить спокойно, а не кричать?".  

Без разрешения родителей мы не можем меняться, так как через свои действия мы проявляем принадлежность роду, лояльность установкам и правилам, принятым в роду. Быть частью рода, частью целого для каждого из нас важнее, чем личное счастье и личная безопасность. Пока в душе есть опасения, что близкие не примут наши изменения, будут меньше любить, изменение невозможно или очень затруднено.

Представьте себя на месте мамы, готовы ли вы сказать своему ребенку: "Можно". Какие мысли, чувства появляются на месте мамы?

Если разрешение получено, пора учиться новому поведению.

Учитесь останавливаться и анализировать ситуацию. Когда эмоция захлестнула, и, кажется, что голова отключилась, спросите себя: «что сейчас происходит? Я злюсь. На кого, на что?» В результате вы научитесь лучше понимать себя и владеть собой.

Один из самых быстрых способов самопомощи.

Вы можете "продышать" свой гнев вместо того, чтобы выплёскивать его на другого человека. Сделайте глубокий, насколько возможно вдох, затем 1-2 секундную  паузу, и, медленный, постепенный, плавный выдох.

Гнев -  как пожар. Когда пожар только начался его можно загасить 
стаканом воды. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле.

Вспомнилась известная притча на эту тему.

Притча-сказка «О волшебной воде» - сокращенный вариант.

 Ругались старик со старухою всю свою жизнь. И вот как-то, устав от ссор, старуха пошла к знахарке и попросила помощи. Та дала ей кувшин с водой и сказала, что это святая водица. Как только старик начнет на нее ругаться, надо набрать водицы в рот и держать ее до тех пор, пока он не успокоится. И вот как начинал старик вновь склоку, старуха так и делала. Удивлялся все старик спокойствию жены и сдержанности ее. Постепенно сошли ссоры не нет, а старуха все не могла нарадоваться на святую водицу...


 В момент, когда чувствуете всплеск гнева, представляйте, что не можете говорить-отнялся язык или реально наберите воду в рот.

И еще одна техника.

Когда появляется злость, представьте, где она в теле, какой у нее образ. Затем этот образ выносите на ладони и внимательно рассматриваете. Если появится желание расстаться со злостью, говорите: "Я отпускаю тебя". И если вы действительно готовы освободиться от злости, образ уйдет.
Затем представьте образ спокойствия и поместите его на освободившееся место.

Бессознательное - это язык образов, поэтому важно представить себя, достигшим цели. И делайте это почаще, чтобы бессознательное привыкло к этому образу. Тогда будет легче в реальности стать таким, как вы представляли.

В идеале же жизнь должна быть сбалансирована и размерена, тогда и поводов для злости становится меньше.

Если вы верите в то, что окружающий мир – это враг, так и будет.
Если верите в то, что мир делает вас лучше, то так и будет.

 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как говорить о своей злости своему близкому человеку и как научиться чувствовать и замечать себя.
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь