Терапия 2. Практика терапевтических отношений

Автор статьи: Анна Сидельникова

Начало здесь: Терапия как правосудие

Жизнь — это то, что с вами случается как раз тогда, когда у вас другие планы.

Милан Кундера

Терапия 2 Практика терапевтических отношенийЗдесь я делюсь своим видением и инструментарием  кризисной работы с острой травмой, преимущественно с травмой насилия. 
Хотя какие-то вещи работают и в длительной терапии. Буду рада дополнениям.
"Третий лишний" - это символ исключения из терапевтических отношений дьявольского присутствия насильника с предоставлением места светлой стороне.

***
Смысл кризисной работы с горячей травмой - пропедевтика развития эффекта "тяжелого хвоста", когда постижение пострадавшим смысла произошедшего события приводит к тяжким переживаниям, фиксации на патологическом отклике и его иррадиировании во все аспекты жизни жертвы.

***
В шоковой травме особую остроту аффектам придает ощущение катастрофичности, т.е. бесповоротной потери всех жизненно важных смыслов, ценностных ориентаций и опор. Жизненное пространство будто схлопывается, и ничего, кроме потерь, не ощущается. От опрокидывания привычной картины мира может мучить тягостное переживание зряшности, напрасности прошлой жизни, бренности и безнадежности.
В контрпереносе безысходность, беспомощность, подавленность.

Иногда человеку просто нужно время, чтоб убедиться, удостовериться в сохранности своего основного личного "багажа" и возможностей. А иногда может помочь инвентаризация оставшихся в наличии ценностей, того, что дорого и важно, и возможностей с обсуждением их значимости для пострадавшего.

***

Бывают ситуации, когда из-за эмоционального напряжения клиент все-таки не в состоянии говорить о произошедшем, его повергает в ступор и оцепенение или, наоборот, он находится в настолько возбужденном состоянии, что может оперировать лишь междометиями и восклицаниями. Если помощь в вербализации безуспешна, то иногда может помочь обращение к ресурсному эпизоду, хотя может и раздражать неуместностью и непонятностью. Также помогают бытовые вопросы об обычной жизни, дающие возможность воссоздать микросоциальную сферу и заземлиться. Вопросы о телесных ощущениях, комфортно ли в кабинете, не жарко ли, не дует ли, удобно ли сидеть, о состоянии вообще, о сне, сновидениях, питании и других симптомах посттравмы позволяют - обратить внимание клиента на себя, на факт своего существования, на факт продолжения жизни.

Важно создать условия, чтобы человек имел шанс почувствовать свое право находиться в данном помещении, что его ждут и о нем заботятся.

***

"Легкая поступь" терапевта означает его готовность быстро отступить от своих комментов и понимания, если они оказались неточными, неуместными, преждевременными, показались клиенту неправильными. Степень проф. активности может гибко варьироваться в зависимости от состояния и нужд пострадавшего: некоторым крайне важна вербальная поддержка, оценка и объяснения, другим гораздо важнее возможность выговориться, третьим - посидеть в тишине, но всем нужна доброжелательность и невербальная поддержка.

Молчаливое зависание в неконтактном состоянии, оцепенении сигналит о погружении клиента в переходное пространство. Такое погружение может быть также при неэмоциональном, монотонном пересказе – бормотании. «В центре каждого человека находится элемент incommunicado, который сакрален и оберегаем как зеница ока» (Винникотт). 
Если в такие моменты «мама» долго не приходит, то человек будто перестает существовать. Поэтому важно напоминать о своем присутствии – сменой позы, покашливанием, междометиями, простыми вопросами.

***

Само по себе охранное торможение как снижение функциональной лабильности является профилактикой запредельного истощения.

Излишняя активность, напористость, нетерпеливость, в свою очередь, могут восприниматься клиентом как вторжение, деструкция, неуважение пространства и прав. Очевидная для терапевта картина произошедшего, озвученная преждевременно, когда человек еще не в состоянии постичь весь смысл случившегося, может усилить расщепление и привести к ретравматизации с переносом на терапевта образа абъюзера.

Я сторонник очень медленного продвижения, основанного просто на построении безопасного пространства, поскольку быстрое продвижение чревато для клиента тем, что отщепленные кусочки души могут остаться в заложниках у абъюзера и, наоборот, шмотки раздирающей и отравляющей ярости, зверской энергии противника могут ненароком найти приют в душе пострадавшего. 
Я имею ввиду именно острую, а не множественную раннюю травму, где ситуация сложнее.

 ***

Осложнение может возникать также из-за ощущения человека, что у него были альтернативные способы поведения. Это - иллюзорная основа желания человека переиграть катастрофическое событие. Базируется на игнорировании, забывании факта собственной беспомощности и отрезанности от ресурсов в момент травмы.  Признание собственного поражения сразу невозможно.

Условно, при травме линия времени переламывается в точке удара, и линия будущего оказывается направленной назад, совмещаясь с прошлым. Поэтому перспектива может ощущаться как кажущееся более безопасным прошлое, что символизирует регресс. Происходят колебания между отчаянием и безумной надеждой, что этого всего не было.
Правда - в том, что на момент травмы никаких других возможностей, кроме тех, которыми воспользовался клиент, НЕ было. По тем или иным причинам, физическим или психологическим, их не было. Эти причины обсуждаемы в терапии как естественные, как ограниченная обстоятельствами данность. Их анализ может расширить поведенческие возможности в будущем. Но конкретное прошлое было ограничено теми условиями, которые были в доступе на момент травмы.

***

Поначалу в кризисной работе превалирует дистантность и контрзависимость по отношению к спецу. Возможны крайняя настороженность вплоть до паранойяльного синдрома. Паранойя здесь - инверсия ощущения своей порочности и недостойности. Неадекватность никак не акцентируется и не обсуждается, работает или подстройка к страху и признание его как закономерной реакции на травму, или/и переключение.

Уход в обсессивную рационализацию и навязчивую рефлексию рассматриваю как проявление потребности понять, осмыслить произошедшее, "объять" и удержать аффекты. Тогда привношу свое простое объяснение или описание, поддерживаю сомнения и вопросы. Морализаторство - симптом потери ощущения своей правильности и спутывания своей морали с аморальностью агрессора. Диффундирование фигуры врага почти неизбежно. Профилактика - возмущение и гнев, с подтверждением неправомерности второй стороны, беззакония.

***

Всяческая терминология и аналогии с неодушевленным миром по возможности избегаются. В силу магического мышления они могут восприниматься как припечатывание и приговор, подтверждение дефектности и резонируют с травматическим ощущением безвыходности. Лексика простая, предложения и вопросы короткие, однозначные и ясные.

***

Определенную трудность в работе создает то обстоятельство, что, если пострадавший не находится в коконе своих переживаний и контактирует с терапевтом, он часто непроизвольно старается контролировать и ограничивать действия, слова и контрперенос терапевта. Как естественный шлейф от крушения и переживания страха от столкновения с непредсказуемой действительностью. В контрпереносе - крайне давящее влияние и напряжение, вызывающее раздражение и возможное желание показать, кто здесь хозяин. С другой стороны, благожелательное отношение и соучастие считывается человеком без слов и является базой доверия.

Повышенная потребность клиента контролировать ситуацию терапии и вернуть себе "центр управления полетом" - естественное эхо травмы. 
Уйти от этой гиперболизированной потребности помогают вопросы о самочувствии и обозначение свободы выбора человека и исключительной добровольности терапии, без изначального требования жесткого сеттинга по расписанию, чтобы клиент вошел в контакт со своими собственными желаниями и нуждами, способностью принимать решения. В начале бывают перерывы в совместной работе, когда клиент не просит о новой встрече, а говорит, что ему нужно время на подумать - колебания между доверием и страхом вовлечься во что-то опасное. 

***

Призыв извлечь урок из травмы, когда человек дезорганизован, - бесполезен. Но по мере восстановления связной идентичности и ощущения границ у клиента появляется возможность более ясного понимания и более тонкой оценки ситуации, а значит и наращивания своего личного опыта.

 ***

Поначалу при необходимости я прогибаю нижнюю временную границу сессии, дабы клиент не сталкивался лоб в лоб с ее (моей) неумолимой жесткостью.

Для ситуации более тяжелого состояния, ближе к обсессивно-компульсивному синдрому или реактивному психозу в гипо- или гиперкинетической форме, предлагаю более четкий и частый режим встреч.

Сочетать мягкость - как символа ненасилия  с созданием ощущения твердой опоры при острой травме очень трудно: куда ни кинь - всюду мины.

***

Из-за ощущения внутренней выхолощенности и крайней нехватки ресурсов у клиента может рулить представление о своем финансовом банкротстве и бедности. Это обсуждаемо. 
Спасибо клиенту за доверие и оплату "намекает" ему на то, что его признают как ценного и полноправного.



Просмотров: 388
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Не может, значит не хочет" Правда ли это?
  • Психогенная депрессия. "Никто не может помочь".
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • А может все-таки "сама виновата"? Обвиняем жертв изнасилований из соображений заботы
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Из цикла вечные вопросы. Как долго может жить человек?
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Лишний вес - может это счастье?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь