|
Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных») ч.2Автор статьи: Золотухин Михаил Владимирович
Эта статья является продолжением моей предыдущей работы (https://www.psyoffice.ru/article/66315/). Может быть интересна тем, кто знаком с теорией гештальт-терапии. Начиная описание ретрофлексии, следует сразу оговориться, что таким образом я описываю не диагноз и не болезнь. В гештальт-подходе ретрофлексия представлена как совокупность процессов, возникающих при контактировании организма со средой. Лишь ригидность, хроническое повторение, а также характерные черты этих процессов позволяют сгруппировать, выделить их на фоне иных процессов и условно назвать прерыванием контакта. Говоря о прерывании контакта, я имею в виду неосознанное прерывание цикла удовлетворения потребности или «цикла контакта». Различные авторы дают приблизительно сходное описание ретрофлексии, в которых легко выделить ключевые признаки ретрофлексии: блокировка энергии, обращение её на себя, феномен «закрытой», жесткой границы. Мне представляется важным здесь пояснить, какая энергия, и какие импульсы блокируются, а так же - каким образом это происходит. Так как для поддержания гомеостаза организму постоянно нужно что-то получать из среды или, наоборот, выделять в среду, то можно предположить, что нормальное существование организма обусловлено непрерывным взаимообменом со средой, которая в разные моменты времени представлена по-разному. Возникающие потребности организма сопровождаются физиологическими процессами, направленными на удовлетворение этих потребностей. Эти физиологические процессы можно условно назвать «импульсами» или «энергией». Импульсы, возникающие в организме, в норме приводят к совершению действия, направленного на удовлетворение доминирующей в данный момент времени потребности. И это важный момент, который следует учитывать при описании механизма формирования процесса ретрофлексии: помимо доминирующей, в фоне существуют и другие потребности. В ситуации, когда организм встречает препятствие на пути к удовлетворению потребности, импульсы, поведение, направленные на совершение действия, или же сами действия – останавливаются, блокируются, тогда может возникать феномен, который Ф. Перлз впервые и обозначил термином «ретрофлексия». «Ретрофлексия поведения — это действие, направленное на себя, первоначально адресованное другим людям или объектам. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то потребности; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего» действие». (Ф. Перлз «Практикум по гештальт-терапии»)
Прежде, чем двигаться дальше, считаю важным ответить на следующие вопросы: к чему приводит сам процесс ретрофлексии, почему мы обсуждаем его в гештальте и какое страдание приводит «ретрофлексивного» клиента к терапевту?
Следующий вопрос, который следует рассмотреть для понимания механизма формирования ретрофлексии: в каких условиях и почему ретрофлексия могла возникнуть первоначально? Перлз даёт вполне конкретный ответ: «Почему действие, начавшееся в направлении вовне, не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда — чаще всего другие люди — оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок — а, как правило, это происходит в детстве — не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания.» (Ф. Перлз «Практикум по ГТ») Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что Перлз объясняет остановку действия встречей ребёнка с непреодолимым препятствием во внешней среде. В этом подходе, на мой взгляд, не учитывается внутреннее состояние ребёнка на момент встречи с препятствием. Выше я обращал внимание на то, что помимо доминирующей в данный момент времени потребности, в фоне существуют и другие потребности, например базовые: в безопасности, а так же любви и принятии. В случае отношений родителя и ребёнка можно гипотетически утверждать единство этих двух потребностей – любовь и принятие родителя обеспечивает безопасность ребёнка. В момент остановки на первый план выходит конфликт двух потребностей, одна из которых основана на так называемых импульсах Id. Потребность же в безопасности, в выживании (базовая) - в любом случае первостепенна по сравнению с любыми другими возникающими импульсами и потребностями ребёнка. Поэтому гнев или отвержение значимого взрослого воспринимается как угроза этой самой безопасности. Пример: если ребёнок злится и при выражении своей злости натыкается на противодействие со стороны матери, выражающееся в наказании или шантаже: «Ещё раз так скажешь/сделаешь, и можешь ко мне больше не подходить, я не стану с тобой разговаривать», то перед ним нет никакого выбора – продолжить ли выражать свою агрессию и требовать того, что хочется в данный момент или остановиться. В этот момент, по сути, его безопасность находится под угрозой, опора утрачивается и значительная часть энергии направляется на то, чтобы вернуть устойчивость, а достигнуть этого можно, лишь остановив те свои импульсы, чувства и действия, которые привели к возникновению ситуации угрозы. Забегая немного вперёд, хочу заметить, что в момент потери «опоры», уровень переживаемой ребёнком тревоги должен быть зашкаливающим. Поэтому, возможно, впоследствии возникающая при ретрофлексии тревога (тревога считается маркером ретрофлексии - Лебедева, Иванова «Путешествие в гештальт») является не столько результатом самого ретрофлексивного процесса остановки импульсов, а отголоском той детской тревоги – только возникающим здесь и сейчас. Следуя логике, можно предположить, что ребёнок в результате любой подобной ситуации, угрожающей его безопасности, будет интроецировать некоторое «послание», которым впоследствии станет сам останавливать себя от повторения, в некотором смысле предупреждая/предвосхищая возникновение болезненной ситуации отвержения/наказания. Это «послание» (интроект, установка) необязательно должно прозвучать из уст родителя, в общем приближении оно формулируется очень просто «Я не должен так поступать». На интроективную природу ретрофлексии указывают также и другие авторы: «Отзвуки интроективных сообщений поддерживают ретрофлексное поведение» (Д. Манн «100 вопросов про гештальт»). Теоретически, «ключевой» - расщепляющий интроект обеспечивает удовлетворение жизненно-важных потребностей, например, следование интроекту может поддерживать потребность в безопасности. Скорее, тут задействован не один интроект, а целая их система, обслуживающая ту часть, которая сдерживает импульсы. Не исключено, что «сдерживающая» часть сама по себе является сложной системой интроектов. Проще говоря, суть ретрофлексии заключается в том, что в некоторых случаях индивид останавливает себя от контакта с реальным «другим» через систему интроектов, привычным образом удовлетворяя жизненно важную потребность, которая относилась к совершенно другому контакту из его раннего детства. Стоит отдельно выделить здесь мнение Ф. Перлза, который так же указывает на ведущую роль интроекции в процессе формирования ретрофлексивного поведения: «Вместо движения к своей новой самости, которой человек стал бы в результате неизвестного решения конфликта, он интроецирует эту чужую самость. Отождествляясь с ней, он одалживает ей силу своей агрессии, теперь освобожденной от отстаивания собственных потребностей. Эта агрессия теперь ретрофлективно поворачивается против этих потребностей, отвлекает от них внимание, напрягает мускулы, противясь их возбуждению, называет такие потребности глупыми или порочными, наказывая их, и так далее. В соответствии с нормами интроецированной персоны, человек отчуждает конфликтную самость и направляет агрессию на нее. К несчастью, в ходе конфликта принадлежащие самости сложные потребности и борющееся замешательство смирились, родитель интроецирован, агрессия самости повернута против нее самой». Если переформулировать, то идея Перлза состоит в том, что «проигранный» в детстве конфликт приводит к интроецированию чужой – родительской самости, которая «борется» против возникающих «детских» потребностей. Эта идея кажется мне немного размытой, оставляющей лично у меня много пробелов в картине формирования ретрофлексии. Ретрофлексивный процесс является в некотором смысле расщеплением личности индивида. При расщеплении возникает две противоборствующие части (Перлз называл их «собака сверху» и «собака снизу»), обращение энергии начинается в момент блокировки энергии. Возникает важный вопрос: - как организована граница между двумя расщеплёнными частями? Теоретизируя, можно предположить, что ответ на этот вопрос связан с вышеописанным процессом интроекции. Метафорически – граница между расщеплёнными частями личности находится где-то «посередине». Каким образом она смещается внутрь – например, посредством «проглатывания» неперевариваемого интроекта «Я/ты не должен так поступать». Проглоченный интроект является причиной расщепления и одновременно границей, разделяющей противоборствующие части, он же становится своеобразным фильтром, при прохождении через который, импульс, направленный вовне, активизирует другую часть, чьи усилия направлены на удержание и «растворение» этого импульса. В дальнейшем, усложнение и многообразие ретрофлексивных поведенческих реакций можно объяснить усложнением среды и возрастающим по мере взросления количеством потребностей. В следующей статье мы поговорим о видах, признаках и особенностях ретрофлексии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|