Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных») ч.2

Эта статья является продолжением моей предыдущей работы (https://www.psyoffice.ru/article/66315/). Может быть интересна тем, кто знаком с теорией гештальт-терапии.

Начиная описание ретрофлексии, следует сразу оговориться, что таким образом я описываю не диагноз и не болезнь. В гештальт-подходе ретрофлексия представлена как совокупность процессов, возникающих при контактировании организма со средой. Лишь ригидность, хроническое повторение, а также характерные черты этих процессов позволяют сгруппировать, выделить их на фоне иных процессов и условно назвать прерыванием контакта.

Говоря о прерывании контакта, я имею в виду неосознанное прерывание цикла удовлетворения потребности или «цикла контакта».

Различные авторы дают приблизительно сходное описание ретрофлексии, в которых легко выделить ключевые признаки ретрофлексии: блокировка энергии, обращение её на себя, феномен «закрытой», жесткой границы. Мне представляется важным здесь пояснить, какая энергия, и какие импульсы блокируются, а так же - каким образом это происходит. Так как для поддержания гомеостаза организму постоянно нужно что-то получать из среды или, наоборот, выделять в среду, то можно предположить, что нормальное существование организма обусловлено непрерывным взаимообменом со средой, которая в разные моменты времени представлена по-разному. Возникающие потребности организма сопровождаются физиологическими процессами, направленными на удовлетворение этих потребностей. Эти физиологические процессы можно условно назвать «импульсами» или «энергией». Импульсы, возникающие в организме, в норме приводят к совершению действия, направленного на удовлетворение доминирующей в данный момент времени потребности. И это важный момент, который следует учитывать при описании механизма формирования процесса ретрофлексии: помимо доминирующей, в фоне существуют и другие потребности. В ситуации, когда организм встречает препятствие на пути к удовлетворению потребности, импульсы, поведение, направленные на совершение действия, или же сами действия – останавливаются, блокируются, тогда может возникать феномен, который Ф. Перлз впервые и обозначил термином «ретрофлексия».

«Ретрофлексия поведения — это действие, направленное на себя, первоначально адресованное другим людям или объектам. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то потребности; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего» действие». (Ф. Перлз «Практикум по гештальт-терапии»)

 

Прежде, чем двигаться дальше, считаю важным ответить на следующие вопросы: к чему приводит сам процесс ретрофлексии, почему мы обсуждаем его в гештальте и какое страдание приводит «ретрофлексивного» клиента к терапевту?

  • При ретрофлексии действие, направленное на удовлетворение потребности, остановлено, соответственно, потребность не удовлетворяется. Это уже представляется мне достаточным основанием для неудовлетворенности клиента.
  • Процесс остановки и сдерживания возникающих импульсов проявляется телесно (в холистическом подходе, коим является гештальт-подход, телесные процессы рассматриваются во взаимосвязи с психическими). Например, всякий раз, когда мы запрещаем себе сер­диться на других, возникает напряжение в теле. Эти напряжения часто локализованы в мышцах, кото­рые мы могли бы использовать, чтобы выразить свой гнев. Напряжение возникает не только в случае сдерживания «отрицательных» эмоций, остановленная нежность или сексуальное влечение также характеризуются напряжением. Хроническое напряжение может приводить к болям, психосоматическим симптомам и различным заболеваниям.
  • Одиночество. Я согласен с мнением В. Тарасова о том, что ретрофлексия - это «важный способ реагирования, позволяющий почувствовать свою силу и самостоятельность и одновременно грозящий одиночеством» (В. Тарасов «Размышление о техниках») Из личной терапии знаю, что ретрофлексия – это когда «от людей становится больно». Сама по себе остановка импульсов сопровождается напряжением в теле, физической болью. Но часто ретрофлексия – это куда больше, нежели просто блокировка импульса, ретрофлексия – это когда остановке подвергаются не только действия, но и чувства. Например, чувствую я страх или влечение, а затем другой своей частью начинаю стыдить себя за это, ругать, потому что «нельзя, плохо, стыдно испытывать страх и т.д.». Тогда и чувствам «не должно быть места», тогда как бы и мне не должно быть места. А где больше всего чувств обычно рождается – конечно в контакте с другим человеком. Поэтому с другим человеком больно, иногда гораздо больнее, чем без него. Отсюда и трудность контакта с ретрофлектором для другого человека – переживание одиночества рядом с ним (полного или частичного), переживания своей ненужности рядом с его кипящей внутренней жизнью.
  • Развитие. Утверждение П. Филлипсона о том, что Self возникает на границе контакта, можно развернуть таким образом: в результате контакта двух или более субъектов меняются оба, обогащаются новым опытом, развиваются. В случае же ретрофлексии человек «подобен гермафродиту» (Польстеры «Интегрированная гештальт-терапия), то есть он может ретрофлексивно удовлетворить свою потребность, но при этом контакта, а, следовательно, развития и обогащения не случится. В этом случае клиенты обычно жалуются на однообразие, подавленное настроение, отсутствие смысла и т.д., в частности депрессивные эпизоды так же являются следствием ретрофлексии.

Следующий вопрос, который следует рассмотреть для понимания механизма формирования ретрофлексии: в каких условиях и почему ретрофлексия могла возникнуть первоначально?

Перлз даёт вполне конкретный ответ: «Почему действие, начавшееся в направлении вовне, не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда — чаще всего другие люди — оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок — а, как правило, это происходит в детстве — не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания.» (Ф. Перлз «Практикум по ГТ»)

Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что Перлз объясняет остановку действия встречей ребёнка с непреодолимым препятствием во внешней среде. В этом подходе, на мой взгляд, не учитывается внутреннее состояние ребёнка на момент встречи с препятствием. Выше я обращал внимание на то, что помимо доминирующей в данный момент времени потребности, в фоне существуют и другие потребности, например базовые: в безопасности, а так же любви и принятии. В случае отношений родителя и ребёнка можно гипотетически утверждать единство этих двух потребностей – любовь и принятие родителя обеспечивает безопасность ребёнка. В момент остановки на первый план выходит конфликт двух потребностей, одна из которых основана на так называемых импульсах Id. Потребность же в безопасности, в выживании (базовая) - в любом случае первостепенна по сравнению с любыми другими возникающими импульсами и потребностями ребёнка. Поэтому гнев или отвержение значимого взрослого воспринимается как угроза этой самой безопасности. Пример: если ребёнок злится и при выражении своей злости натыкается на противодействие со стороны матери, выражающееся в наказании или шантаже: «Ещё раз так скажешь/сделаешь, и можешь ко мне больше не подходить, я не стану с тобой разговаривать», то перед ним нет никакого выбора – продолжить ли выражать свою агрессию и требовать того, что хочется в данный момент или остановиться. В этот момент, по сути, его безопасность находится под угрозой, опора утрачивается и значительная часть энергии направляется на то, чтобы вернуть устойчивость, а достигнуть этого можно, лишь остановив те свои импульсы, чувства и действия, которые привели к возникновению ситуации угрозы. Забегая немного вперёд, хочу заметить, что в момент потери «опоры», уровень переживаемой ребёнком тревоги должен быть зашкаливающим. Поэтому, возможно, впоследствии возникающая при ретрофлексии тревога (тревога считается маркером ретрофлексии - Лебедева, Иванова «Путешествие в гештальт») является не столько результатом самого ретрофлексивного процесса остановки импульсов, а отголоском той детской тревоги – только возникающим здесь и сейчас.    

Следуя логике, можно предположить, что ребёнок в результате любой подобной ситуации, угрожающей его безопасности, будет интроецировать некоторое «послание», которым впоследствии станет сам останавливать себя от повторения, в некотором смысле предупреждая/предвосхищая возникновение болезненной ситуации отвержения/наказания. Это «послание» (интроект, установка) необязательно должно прозвучать из уст родителя, в общем приближении оно формулируется очень просто «Я не должен так поступать». На интроективную природу ретрофлексии указывают также и другие авторы: «Отзвуки интроективных сообщений поддерживают ретрофлексное поведение» (Д. Манн «100 вопросов про гештальт»).

Теоретически, «ключевой» - расщепляющий интроект обеспечивает удовлетворение жизненно-важных потребностей, например, следование интроекту может поддерживать потребность в безопасности. Скорее, тут задействован не один интроект, а целая их система, обслуживающая ту часть, которая сдерживает импульсы. Не исключено, что «сдерживающая» часть сама по себе является сложной системой интроектов. Проще говоря, суть ретрофлексии заключается в том, что в некоторых случаях индивид останавливает себя от контакта с реальным «другим» через систему интроектов, привычным образом удовлетворяя жизненно важную потребность, которая относилась к совершенно другому контакту из его раннего детства.

Стоит отдельно выделить здесь мнение Ф. Перлза, который так же указывает на ведущую роль интроекции в процессе формирования ретрофлексивного поведения:

«Вместо движения к своей новой самости, которой человек стал бы в результате неизвестного решения конфликта, он интроецирует эту чужую самость. Отождествляясь с ней, он одалживает ей силу своей агрессии, теперь освобожденной от отстаивания собственных потребностей. Эта агрессия теперь ретрофлективно поворачивается против этих потребностей, отвлекает от них внимание, напрягает мускулы, противясь их возбуждению, называет такие потребности глупыми или порочными, наказывая их, и так далее. В соответствии с нормами интроецированной персоны, человек отчуждает конфликтную самость и направляет агрессию на нее. К несчастью, в ходе конфликта принадлежащие самости сложные потребности и борющееся замешательство смирились, родитель интроецирован, агрессия самости повернута против нее самой».

Если переформулировать, то идея Перлза состоит в том, что «проигранный» в детстве конфликт приводит к интроецированию чужой – родительской самости, которая «борется» против возникающих «детских» потребностей. Эта идея кажется мне немного размытой, оставляющей лично у меня много пробелов в картине формирования ретрофлексии.

Ретрофлексивный процесс является в некотором смысле расщеплением личности индивида. При расщеплении возникает две противоборствующие части (Перлз называл их «собака сверху» и «собака снизу»), обращение энергии начинается в момент блокировки энергии. Возникает важный вопрос:

- как организована граница между двумя расщеплёнными частями?

Теоретизируя, можно предположить, что ответ на этот вопрос связан с вышеописанным процессом интроекции. Метафорически – граница между расщеплёнными частями личности находится где-то «посередине». Каким образом она смещается внутрь – например, посредством «проглатывания» неперевариваемого интроекта «Я/ты не должен так поступать». Проглоченный интроект является причиной расщепления и одновременно границей, разделяющей противоборствующие части, он же становится своеобразным фильтром, при прохождении через который, импульс, направленный вовне, активизирует другую часть, чьи усилия направлены на удержание и «растворение» этого импульса.

В дальнейшем, усложнение и многообразие ретрофлексивных поведенческих реакций можно объяснить усложнением среды и возрастающим по мере взросления количеством потребностей.

В следующей статье мы поговорим о видах, признаках и особенностях ретрофлексии.

Ретрофлексия или Пара слов о людях сдержанных  ч 2



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа со страхом как обращение ретрофлексии
  • Когда злиться запрещено ( о ретрофлексии)
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Изменить свою жизнь можно в любой момент
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • В каждый момент времени человек делает лучшее из возможного
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Развиваем навык в любой момент времени чувствовать себя лучше.
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев
  • Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных») ч.3
  • Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных»)
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Фантазии о будущем как препятствие на пути удовлетворения потребностей «здесь и сейчас».
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Потребности в безопасности по Маслоу
  • Момент “сейчас” или почему не существует времени (часть1 и 2)
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • Потребности развития ребёнка
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь