Принадлежность к социуму, к семье, к общине, к коллективу признак здоровой гармоничной личности. Умение перенимать опыт, вживаться и находить своё оптимальное место среди других - задача для каждого из нас.
Даже поиск любви - это тоже своего рода способ приобщить и создать собственную диаду отношений. Ведь для личных замыслов и планов нужен другой, другие. Куда б человек не ринулся, он нуждается в связях, контактах и в определенной групповой принадлежности.
Первой ключевой системой общности с другими выступает семья. Фоном формирования личности выступает отношения родителей, семейные традиции, правила, нормы и ценности. Последующими групповыми обществами, в которых взращивается личность, выступает двор, детский сад, школа, институт, кружки по интересам, трудовой коллектив, собственная семья и т.д.
Большое скопление людей, совместная деятельность, проживания не для всех легкое и переносимое явление. Кому-то легко находится в близости, либо быть в уединении, строить отношения, двигаясь к задуманному, а кто-то метится, бунтует или же отстраняется, замыкаясь в себе. Каждая стратегия поведения есть диагностичной, так как показывает способ приспособления человека к жизни.
Если есть трудности социализации, то часто это связано с большим переживанием стыда. Стыдно быть собой, о себе говорить, предъявляться, заявлять о своих желаниях, отстаивать своё мнение и границы. Стыд останавливает личностные проявления, боясь показаться неуклюжим, засмеянным, глупым и некрасивым в глазах окружающих. Стыд и страх работают в защитном режиме для личности, ограждая её от всевозможных сильных выражений. Человек становится закомплексованным и несвободным. Группа людей воспринимается как опасность, как фигура осуждения и испытания на прочность. Истоки такой реакции лежат в травматичном опыте, который отложился в человеке в качестве последующей модели поведения. Изоляция не выход с положения. Умения опираться на безопасных людей, запрашивать внешнюю помощь и поддерживать контакты с окружающими - это здоровая реакция, позволяющая пережить негативный опыт. Мы не застрахованы от болезненных взаимодействий с окружающими, но мы ответственны за свои реакции и последующие выборы как с этим обходиться.
Маскировка собственной уязвимости перед другими очень частое приспособление казаться лучше, чем ты есть. Но ведь от этого еще труднее, ведь нет свободы в этом.
Что в таких случаях делать? Учиться строить отношения, отслеживать свои реакции, а не действия и чувства других, опираться на свои желания и быть готовым их осуществлять.
Порой легче понять других, зная, что лучше для них. В таких случаях хочется толкать их на "правильные" действия, а собственную жизнь трудно привести в порядок... У каждого человека свой уровень осознанности, темп развития и личные запросы. Толерантность к другим помогает осознать внутреннюю личную психологию.
Часто в психологических группах клиенты торопятся оказать "скорую помощь" другим участникам, исходя из собственных убеждений как лучше, правильней, лишая тем самым опыта и мужества проявления человека. Однако понимание собственной динамики проявления личности в различных группах формирует умение выстраивать гармоничные отношения, повышает эмоциональную привязанность, чувствительность к себе, к другим, способствует увеличению самооценки.
Зачем вообще нам группы, коллективы?
Приведу описание групповой динамики и что происходит с человеком в этом увлекательном взаимодействии.
1. Этап настороженного дружелюбия. Присутствует некое напряжение, не сформирована еще безопасность. Ведущими чувствами выступает страх и интерес. Кого-то следует опасаться, а кто-то очень интересен. Человек чувствует себя на чеку и просто присматривается к окружающим. Ведущие вопросы на этой стадии: " Кто эти люди? Какие они? Чего они хотят? Где здесь я? и т.д."
2. Этап незначительного расслабления. Человек свыкается с окружающими и у него зарождается желание нравится, выстраивать отношения, находить точки соприкосновения.
3. Стадия групповой агрессии. Отношения зашли уже достаточно глубоко, и накопленное напряжение требует разрядки, прояснения. Этот этап помогает встретиться с реальными запросами друг друга. Ведущим чувством выступает злость, раздражение. Умение справляться с этими переживаниями делает личность выносливой, устойчивой, а группу цельной и живой.
4. Стадия принятия. Взаимодействия между членами группы влияют на саму личность. Человек перестраивает свое отношение к себе, если он дожил до этой стадии. Этот этап разворачивает в большей степени человека к себе. Меняется самоотношение, ведь человек понимает и свою роль, вклад и собственную самоидентификацию. Происходят инсайты (открытия) о себе и о других людях. Возможен новый взгляд на других участников и их проявления. Человек открывается себе с другой, новой стороны, опираясь на опыт группового взаимодействия.
5. Стадия дружбы. На этом этапе пристраивается доверие, близость, понимание. Члены группы находят собственное чувство принадлежности, важности и ценности друг для друга.
6. Стадия завершения. Общее взаимодействие подходит к концу. Происходит подведение итогов, обратная связь между участниками. Ведущими переживаниями могут быть грусть, облегчение, приятная усталость.
7. Закрытие группы. Когда дело подходит к логическому завершению, то самым здоровым проявлением будет благодарность. Она возможна в том случае, если все предыдущие этапы пройдены успешно и в полной мере. Итоговым личным переживанием будет уверенность в себе.
Поэтому психологические группы, коллективы, межличностные собрания необходимы и полезны человеку. Чувство принадлежности, близости, открытости можно развить.
Среда формирует личность. Чем многогранней и интенсивней будет Ваше взаимодействие с людьми, тем более полноценной и интересной личностью Вы будете!