|
Если ребенок монстрАвтор статьи: Галина Зарипова
Если кого-то назвали монстром, и другие стали называть его монстром, и все относятся к нему, как чудовищу, через некоторое время он и сам начинает верить, что он чудовище. Он считает себя монстром и ведет себя как монстр. Но при этом он вовсе не чудовище. В глубине души он очень, очень хороший. «Я не верю в монстров» Луис Сашар
«Вы знаете, она у меня такая внушаемая, что ни скажи – все сделает! Девочки подбили пакость сделать или уроки прогулять – идет и делает. Как она будет дальше-то жить?!» «А мой, просто ужас какой-то! Вы не представляете, что он делает! От него воспитательница в саду в ужасе была, сейчас учительницу доводит. Я просто с ума схожу от его выходок. Дома он и вовсе неуправляемый, никто ему не указ, руки опускаются!» О ком идет речь? О девочке 6 лет и мальчике 8 лет. Сказка в реальной жизни «Монстр и чудовище». Что происходит с ребёнком, когда он слышит про себя такие слова? Он верит, что он плохой. Его поступки – отвратительные и ужасные. Все, к чему он прикасается – превращается в Такая жизнь даже может нравиться и доставлять удовольствие. Разве не приятно быть самым плохим, самым «главным чудовищем», с которым никто не может справиться?! Какая сила скрывается под маской монстра! Но вернемся к родителям. Удивительная взрослая способность – давать всему название, навешивать ярлык. Будто тогда жизнь становится проще и понятней. И с одной стороны, присваивание имени помогает справиться с Хаосом, упорядочить, персонифицировать происходящее вокруг. Если мы знаем, что снег – Но есть и другая сторона. Объяснить себе, взрослому, поведение ребёнка. Пока на руках грудной младенец, все объясняется простым перебором – голоден, мокрый, замерз, колики, зубы, погода, сглазили. Но вот малыш подрос, пополз, пошел и что-то требует, чего-то добивается и хочет. И вот уже слышны реплики: «Кусается на зло! Специально не ходит в горшок! Отказывается учить буквы, лентяй, чтобы я ему читала! Раздолбай, как его отец!» Проходит время, и случайно брошенное слово закрепляется в речи: «Наш тугодум вчера так и не выучил стих! А моя малахольная уже второю юбку порвала!» И вот уже пропал из виду тот малыш, чье сопение когда-то умиляло, и появился монстр. Назвать поведение ребенка, «обозвать» его – вот что становится сверх-задачей. Присвоить категорию и бороться изо всех сил, искренне недоумевая, откуда что берется. Обычно, сталкиваясь в консультациях с таким «ярлыкизмом», я предлагаю простую игру. Итак, возьмите лист бумаги, маркер или фломастер, и обведите ладонь вашего ребенка. Засеките время и напишите в каждом пальце то качество, которое вас не устраивает в ребенке. (Стоп время) Переверните лист, снова засеките время и на обратной стороне переформулируйте качества так, чтобы из негативных они стали позитивными. (Стоп время) Проанализируйте получившиеся рисунки. Если вы написали качества частицей НЕ, измените их. Если есть качества, в описании которых есть действия – тоже переназовите. Например, (1) грубый – (2) чтобы не хамил – (3) вежливый. Что было сложнее писать? Какая сторона ладошки вам нравится? Замечаете ли вы, как меняется ваше отношение к одному и тому же ребёнку, просто изменяя слова? С каким ребенком приятнее общаться? Мама двухлетнего ребенка спросила: «Как научить его доводить дело до конца? Он не может вставить фигурку в сортер и бросает его». На мое удивление и вопрос, что в этом плохого или страшного, она ответила: «Он никогда не будет доводить дело до конца! Ему же скоро в школу!» Позвольте себе узнать своего ребенка заново. Отделите свои, страхи, переживания, тревогу возможного будущего от настоящего, сидящего перед вами ребенка. Снимите ограничивающие ярлыки и вы испытаете огромное облегчение от простого и вкусного родительства! Если же у вас возникают трудности, непонимания в воспитании – обращайтесь. Я уверена, что мы сможем найти тот рецепт родительства, что подходит именно вам! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|