Я-сообщения

Многие техники и "уловки" психотерапии грамотные родители применяют в воспитании детей. Или наоборот?! Многое из того, что работает с детьми, работает и в психотерапии со взрослыми.

Практически всю свою сознательную жизнь я говорю от своего лица. От Я. Посторонним людям при плотном со мной общении кажется, что я - эгоистка. "Постоянно говорит о себе!".

Оставим в стороне бытовое понимание "эгоизма". Обратимся к сообщениям от первого лица единственного числа. От Я. В психологии они так и называются - "Я-сообщения".

Именно к Я-сообщениям стремятся ведущие психотерапевтических групп, каждый раз поправляя говорящего с "Ты" на "Я". И в личной терапии тоже. Просят перестроить фразы таким образом, чтобы член группы/клиент говорил от своего лица.

Так в чем же прелесть Я-сообщений? И как они связаны с воспитанием детей?

Бывает, что родитель переживает больше ребенка. И не знает, что делать со своими чувствами. Зажать свои чувства, не показывать их - неполезно, они все равно проявятся, сместятся и вылезут в самый неудобный момент. Слить их на ребенка - не самый полезный для последнего вариант. Однако есть нюансы.

Когда ребенок вызывает отрицательные эмоции, ему об этом нужно сообщить. Нужно, потому что дети считывают 90% информации по невербальным каналам. 

Сообщая ребенку о своих чувстах, следует использовать Я-сообщения. Говорить о себе и своем переживании. Обычно родители обвиняют ребенка (в плохом поведении, оценках), вместо того, чтобы оповестить о своем состоянии в связи с поведением и оценками. Например, "Сделай телевизор тише, ты мне мешаешь!" вместо "Так хочется немного побыть в тишине!".

Обвинение, осуждение и требования в Ты-сообщениях следует заменить на факты о себе в Я-сообщениях. Преимущества этого очевидны: 

  1. Ты-сообщения заставляют ребенка обижаться, защищаться. Я-сообщения позволяют в необидной форме высказать негативные переживания родителя. Подавление гнева, раздражения и злости не способствуют установлению контакта с ребенком и доверительным отношениям. Ребенок все равно в курсе, что мама злится, даже если она об этом молчит или говорит на отвлеченные темы. Гораздо честнее и менее вредно для ребенка показывать сопоставимые  невербальные сигналы и вербальные послания, какими бы они ни были. Родитель должен быть конгруэнтен, другими словами - говорить и показывать мимикой, выражением лица, жестами и словами одно и то же. Быть в лице одним, а на словах другим - означает, посылать разноплановые сигналы,  вводить ребенка в когнитивный диссонанс, когда он не может выбрать, на какой из сигналов отреагировать.
  2. Я-сообщения позволяют детям узнать о родителях больше того, что они сами могут увидеть. Раскрываясь, родитель снимает маску "авторитета", но одновременно становится более человечным, живым. Дети с удивлением обнаруживают, что у родителей есть такие же чувства, что и у них. Это сближает.
  3. Открытость Я-сообщений указывает на искренность в выражении чувств. Во-первых, по примеру родителя ребенок перенимает этот навык. Во-вторых, он видит, что родитель ему доверяет, раскрывая свои чувства, и для ребенка это знак того, что и родителю можно доверять. 
  4. Констатация, вербализация внутреннего состояния родителя не пересекается с указаниями или выговорами. Проясняя свое переживание, родитель оставляет ребенку возможность самому принять решение или предложить его варианты. И оказывается, что в таких случаях дети обычно предлагают решения с учетом чувств родителя. 
  5.  Самое неочевидное. Бонус родителю. Перестроиться с одного стиля общения на другой бывает тяжеловато. Я-сообщения, кроме установления контакта, учат самого родителя смотреть на себя, изучать свои переживания изнутри, улавливать свои чувства, обозначать их. Большинство сегодняшних родителей было лишено "озвучивания" своих чувств, и построение конструктивного общения с ребенком определенно может восполнить этот пробел.

Навыку сообщений от Я довольно просто научиться. Нужно только желание, любовь к детям и себе, и учет некоторых нюансов:

  • Начиная фразу Я-сообщением, не стоит заканчивать ее Ты-сообщением. Лучше заменить "ты" на безличное, на обобщающие слова. Например, вместо "Я злюсь, когда ты бьешь кошку" сказать "Я злюсь, когда дети жестоко обращаются с животными".
  • Не стоит бояться высказать чувства истинной интенсивности. Если мама в ужасе от кровопролитной драки братьев, то Я-сообщение должно содержать указание на силу этого чувства. Спокойное "Мне не нравится, когда мальчики дерутся" покажется фальшивым, недостаточным, чтобы сыновья ее услышали и приняли в расчет ее переживания. 

И последнее. Не следует бояться, что высказывание своих чувств будет похоже на манипуляцию. Если переживания искренни, ребенок или взрослый это почувствует и учтет. 

Однако не секрет, что этим способом пользуются многие манипуляторы, как взрослые, так и дети. Поэтому будьте бдительны, сопоставляйте услышанное с увиденным.

06.11.16

 



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь