Многие техники и "уловки" психотерапии грамотные родители применяют в воспитании детей. Или наоборот?! Многое из того, что работает с детьми, работает и в психотерапии со взрослыми.
Практически всю свою сознательную жизнь я говорю от своего лица. От Я. Посторонним людям при плотном со мной общении кажется, что я - эгоистка. "Постоянно говорит о себе!".
Оставим в стороне бытовое понимание "эгоизма". Обратимся к сообщениям от первого лица единственного числа. От Я. В психологии они так и называются - "Я-сообщения".
Именно к Я-сообщениям стремятся ведущие психотерапевтических групп, каждый раз поправляя говорящего с "Ты" на "Я". И в личной терапии тоже. Просят перестроить фразы таким образом, чтобы член группы/клиент говорил от своего лица.
Так в чем же прелесть Я-сообщений? И как они связаны с воспитанием детей?
Бывает, что родитель переживает больше ребенка. И не знает, что делать со своими чувствами. Зажать свои чувства, не показывать их - неполезно, они все равно проявятся, сместятся и вылезут в самый неудобный момент. Слить их на ребенка - не самый полезный для последнего вариант. Однако есть нюансы.
Когда ребенок вызывает отрицательные эмоции, ему об этом нужно сообщить. Нужно, потому что дети считывают 90% информации по невербальным каналам.
Сообщая ребенку о своих чувстах, следует использовать Я-сообщения. Говорить о себе и своем переживании. Обычно родители обвиняют ребенка (в плохом поведении, оценках), вместо того, чтобы оповестить о своем состоянии в связи с поведением и оценками. Например, "Сделай телевизор тише, ты мне мешаешь!" вместо "Так хочется немного побыть в тишине!".
Обвинение, осуждение и требования в Ты-сообщениях следует заменить на факты о себе в Я-сообщениях. Преимущества этого очевидны:
Ты-сообщения заставляют ребенка обижаться, защищаться. Я-сообщения позволяют в необидной форме высказать негативные переживания родителя. Подавление гнева, раздражения и злости не способствуют установлению контакта с ребенком и доверительным отношениям. Ребенок все равно в курсе, что мама злится, даже если она об этом молчит или говорит на отвлеченные темы. Гораздо честнее и менее вредно для ребенка показывать сопоставимые невербальные сигналы и вербальные послания, какими бы они ни были. Родитель должен быть конгруэнтен, другими словами - говорить и показывать мимикой, выражением лица, жестами и словами одно и то же. Быть в лице одним, а на словах другим - означает, посылать разноплановые сигналы, вводить ребенка в когнитивный диссонанс, когда он не может выбрать, на какой из сигналов отреагировать.
Я-сообщения позволяют детям узнать о родителях больше того, что они сами могут увидеть. Раскрываясь, родитель снимает маску "авторитета", но одновременно становится более человечным, живым. Дети с удивлением обнаруживают, что у родителей есть такие же чувства, что и у них. Это сближает.
Открытость Я-сообщений указывает на искренность в выражении чувств. Во-первых, по примеру родителя ребенок перенимает этот навык. Во-вторых, он видит, что родитель ему доверяет, раскрывая свои чувства, и для ребенка это знак того, что и родителю можно доверять.
Констатация, вербализация внутреннего состояния родителя не пересекается с указаниями или выговорами. Проясняя свое переживание, родитель оставляет ребенку возможность самому принять решение или предложить его варианты. И оказывается, что в таких случаях дети обычно предлагают решения с учетом чувств родителя.
Самое неочевидное. Бонус родителю. Перестроиться с одного стиля общения на другой бывает тяжеловато. Я-сообщения, кроме установления контакта, учат самого родителя смотреть на себя, изучать свои переживания изнутри, улавливать свои чувства, обозначать их. Большинство сегодняшних родителей было лишено "озвучивания" своих чувств, и построение конструктивного общения с ребенком определенно может восполнить этот пробел.
Навыку сообщений от Я довольно просто научиться. Нужно только желание, любовь к детям и себе, и учет некоторых нюансов:
Начиная фразу Я-сообщением, не стоит заканчивать ее Ты-сообщением. Лучше заменить "ты" на безличное, на обобщающие слова. Например, вместо "Я злюсь, когда ты бьешь кошку" сказать "Я злюсь, когда дети жестоко обращаются с животными".
Не стоит бояться высказать чувства истинной интенсивности. Если мама в ужасе от кровопролитной драки братьев, то Я-сообщение должно содержать указание на силу этого чувства. Спокойное "Мне не нравится, когда мальчики дерутся" покажется фальшивым, недостаточным, чтобы сыновья ее услышали и приняли в расчет ее переживания.
И последнее. Не следует бояться, что высказывание своих чувств будет похоже на манипуляцию. Если переживания искренни, ребенок или взрослый это почувствует и учтет.
Однако не секрет, что этим способом пользуются многие манипуляторы, как взрослые, так и дети. Поэтому будьте бдительны, сопоставляйте услышанное с увиденным.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.