Психологические методы снижения детских страхов
Возникновение детских страхов всегда сопровождается сильной тревогой и озабоченностью родителей и близких. Часто взрослые стараются бороться с этим неприятным явлением, доходят до психолога после того, что сами что-то пытались сделать. Иногда ведут ребенка сразу к детскому психиатру. Но чаще все-таки приводят к психологу и просят помочь. Бывает, что страх бывает у ребенка единственный, ярко выраженный (фобия), но чаще, как проблему, предъявляют сразу множество детских страхов, образно говоря----- букет. Я, как клинический психолог, прошу ребенка рассказать об этом страхе, а если их много-----выделить самый главный страх. Случается, что ребенок не может говорить о своих страхах, ему даже говорить об этом невозможно. Предлагаю нарисовать страх-----боится рисовать. Предлагаю слепить. Чаще всего, как первый этап, у ребенка получается прикоснуться к своему страху. И вот тогда начинается самая важная работа психолога.
С каждым ребенком такая работа имеет свой оттенок. Ключевым подходом считаю выражение ребенком все те эмоции и чувства, которые у него возникают в процессе психологической работы.
Если ребенок боится явлений, персонажей или вещей, которые он не видит в своей реальной жизни (иррациональные страхи), вся работа строится над созданием образа этого страха, чтобы можно было с ним работать. Моделирование страшной ситуации или образа является для ребенком тяжелейшим трудом, дается ему большими усилиями. Разные подходы в такой работе предлагают разные методы снижения страхов. В рисовании------ ребенок может этот образ под руководством психолога физически уничтожить (порвать, изрезать ножницами, сжечь рисунок). Иногда мы превращаем страшный образ в смешной с помощью разных приемов, и ребенок смеется, глядя на него. И это часто вызывает у ребенка вздох облегчения. В лепке создается объемный образ, он более страшный, но мы его побеждаем. Тоже подвергаем его трансформациям, чтобы он предстал в смешном виде, а иногда я ему предлагаю даже кулаком постучать по этому страшному зверю. И мы его побеждаем........
Разные психологи предлагают разные подходы в решении этого нешуточного психологического нарушения, которое ему мешает полноценно жить и радоваться: это и песочная терапия, и нарративный подход, и игровая терапия, и работа в группе, и сказкотерапия, и моделирование страшной ситуации, преодоление ее наяву. Иногда предлагается комплексный подход в решении подобных трудностей, поэтому чаще требуется определенный период. Не стоит надеяться на одноразовый поход к специалисту.
Если ребенок хорошо говорит и мыслит, мы можем обратиться к его внутренним ресурсам, когда мы задаем ему вопрос: а как же ты можешь пережить этот страх, когда рядом никого нет? Что ты делаешь внутри себя, когда тебе страшно..... Ребенок может ответить----- я отвлекаюсь, не думаю о страхе, я начинаю заниматься чем-нибудь интересным и т.д. Это когнитивные подходы к преодолению страхов.
Хорошим методом снижения страхов является символдрама. Эта техника часто убирает напряжение, связанное со страхами на 100%.
Мы, как специалисты, не должны забывать, что страхи сопровождаются дополнительными неприятными чувствами и ощущениями-----это тревожность, напряжение, скованность, ригидность, снижение настроения, капризность, истерические проявления, нарушения сна, гиперпривязанность к маме или папе (цепляние), неуверенность в себе, нарушения контактов со сверстниками и взрослыми. Все это также требует коррекции.
В силу неполностью сформированной психики, недостаточно развитой нервной системе, возрастной склонностью детей к фантазированию и перемешиванию явлений жизни, страхи часто посещают внутренний мир ребенка, и взрослые это не понимают. Часто, когда я спрашиваю детку о его страхах, он отвечает, что боится то-- то и то--то, а мама говорит: ничего он не боится. Это говорит о том, что родители не всегда понимают своих малышей.
Медицинский психолог Грузимиова Екатерина Сергеевна. Город Юрга Кемеровская область.
бинарТПП
Психологические методы снижения детских страхов
Основная часть.
Возникновение детских страхов всегда сопровождается сильной тревогой и озабоченностью родителей и близких. Часто взрослые стараются бороться с этим неприятным явлением, доходят до психолога после того, что сами что-то пытались сделать. Иногда ведут ребенка сразу к детскому психиатру. Но чаще все-таки приводят к психологу и просят помочь. Бывает, что страх бывает у ребенка единственный, ярко выраженный (фобия), но чаще, как проблему, предъявляют сразу множество детских страхов, образно говоря----- букет. Я, как клинический психолог, прошу ребенка рассказать об этом страхе, а если их много-----выделить самый главный страх. Случается, что ребенок не может говорить о своих страхах, ему даже говорить об этом невозможно. Предлагаю нарисовать страх-----боится рисовать. Предлагаю слепить. Чаще всего, как первый этап, у ребенка получается прикоснуться к своему страху. И вот тогда начинается самая важная работа психолога.
С каждым ребенком такая работа имеет свой оттенок. Ключевым подходом считаю выражение ребенком все те эмоции и чувства, которые у него возникают в процессе психологической работы.
Если ребенок боится явлений, персонажей или вещей, которые он не видит в своей реальной жизни (иррациональные страхи), вся работа строится над созданием образа этого страха, чтобы можно было с ним работать. Моделирование страшной ситуации или образа является для ребенком тяжелейшим трудом, дается ему большими усилиями. Разные подходы в такой работе предлагают разные методы снижения страхов. В рисовании------ ребенок может этот образ под руководством психолога физически уничтожить (порвать, изрезать ножницами, сжечь рисунок). Иногда мы превращаем страшный образ в смешной с помощью разных приемов, и ребенок смеется, глядя на него. И это часто вызывает у ребенка вздох облегчения. В лепке создается объемный образ, он более страшный, но мы его побеждаем. Тоже подвергаем его трансформациям, чтобы он предстал в смешном виде, а иногда я ему предлагаю даже кулаком постучать по этому страшному зверю. И мы его побеждаем........
Разные психологи предлагают разные подходы в решении этого нешуточного психологического нарушения, которое ему мешает полноценно жить и радоваться: это и песочная терапия, и нарративный подход, и игровая терапия, и работа в группе, и сказкотерапия, и моделирование страшной ситуации, преодоление ее наяву. Иногда предлагается комплексный подход в решении подобных трудностей, поэтому чаще требуется определенный период. Не стоит надеяться на одноразовый поход к специалисту.
Если ребенок хорошо говорит и мыслит, мы можем обратиться к его внутренним ресурсам, когда мы задаем ему вопрос: а как же ты можешь пережить этот страх, когда рядом никого нет? Что ты делаешь внутри себя, когда тебе страшно..... Ребенок может ответить----- я отвлекаюсь, не думаю о страхе, я начинаю заниматься чем-нибудь интересным и т.д. Это когнитивные подходы к преодолению страхов.
Хорошим методом снижения страхов является символдрама. Эта техника часто убирает напряжение, связанное со страхами на 100%.
Мы, как специалисты, не должны забывать, что страхи сопровождаются дополнительными неприятными чувствами и ощущениями-----это тревожность, напряжение, скованность, ригидность, снижение настроения, капризность, истерические проявления, нарушения сна, гиперпривязанность к маме или папе (цепляние), неуверенность в себе, нарушения контактов со сверстниками и взрослыми. Все это также требует коррекции.
В силу неполностью сформированной психики, недостаточно развитой нервной системе, возрастной склонностью детей к фантазированию и перемешиванию явлений жизни, страхи часто посещают внутренний мир ребенка, и взрослые это не понимают. Часто, когда я спрашиваю детку о его страхах, он отвечает, что боится то-- то и то--то, а мама говорит: ничего он не боится. Это говорит о том, что родители не всегда понимают своих малышей.
Медицинский психолог Грузимова Екатерина Сергеевна. Город Юрга Кемеровская область. Обращайтесь ко мне через сайт в17.