Арт-терапия в диагностике и коррекции детских страхов

Арт терапия в диагностике и коррекции детских страхов

 

         Арт-терапия в настоящее время является одним из значимых и активно развивающихся практических методов положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, основанный на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Метод включает в себя использование метафорических ассоциативных карт, геобордов, музыкального сопровождения, рисования, лепки, ниткографии, терапевтической сказки, песочной терапии.

         Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития, где важен не результат, а сам процесс деятельности. Например, в процессе рисования задействуется бессознательное ребенка, содержание которого находит выражение в образах и символах на рисунке, не закамуфлированных, как средства вербальной коммуникации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, который для него терапевтичен, благодаря этому в процессе работы повышается концентрация внимания, происходит снижение эмоционального напряжения.

         Арт-терапия очень эффективна в диагностике и коррекции детских страхов.

Страх – аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. В отечественной и зарубежной психологической литературе проблема детских страхов исследовалась с различных подходов. С точки зрения психоанализа главной причиной возникновения страхов является первичная родовая психотравма [1]. В  бихевиористических теориях отмечается, что страх является результатом травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом [2].  А.Адлер источником страхов называет переживание собственной неполноценности, которое испытывает ребенок в семье первые пять лет жизни [3]. Философия экзистенциализма определяет страх как важнейшую характеристику человеческого бытия, имеющую непосредственное значение для существования человека [4]. Детские страхи можно разделить на возрастные, которые отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития и невротические. Детерминантами возникновения возрастных страхов являются наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное оберегание его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола; многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола (преимущественно у мальчиков); конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

         Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением и постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями [5].

         Для лучшего воздействия на страхи необходимо установить контакт с ребенком, основывающийся на доверительном отношении. Далее переходят к беседе, в ходе которой необходимо выявить причины детского страха, затем ребенку можно предложить «поиграть» со своим страхом. Посредством арт-терапии удается устранить страхи, порожденные воображением, затем страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, произошедших давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка. Если травмирующее событие произошло недавно, то необходимо попытаться помочь ребенку изменить отношение к ней [6]. Психологи отмечают, что не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящих в процессе арт-терапии, поскольку метод является довольно эффективным для их устранения, а их фиксация в психике ребенка приводит к деструктивным последствиям.

         Одним из наиболее распространенных детских страхов является страх темноты. Ребенок владеет разнообразной информацией об окружающем мире, сам в состоянии что-то придумать, вообразить, но провести четкую границу между реальностью и вымыслом ребенку сложно. Рассмотрим алгоритм психологической работы с данным страхом.

         Девочка, 6 лет, жалобы на страх темноты. В ходе беседы становится известно, что страх появился после развода родителей. Она боится темных помещений, неосвещенных улиц, оставаться одна без света, засыпает только в полумраке.  На подготовительном этапе психолог пытается показать ребенку, что страх темноты является естественным состоянием. Для этого рассказывает о том, как жили наши предки, что для них это был полезный страх, который помогал быть начеку перед различными опасными животными, которые обитали рядом с человеком, сейчас опасных животных среди нас в городе не живет.  Затем помогает, осознать, что мы видим и слышим в темноте, является плодом нашей фантазии. Предлагает ребенку пофантазировать и проанализировать эти фантазии, как эти пугающие образы можно перевести в другие смешные, помогающие или просящие помощи у ребенка. Таким образом, девочка согласилась нарисовать свой страх и представила его в виде просто черной акварельной заливки на бумаге. Далее с помощью радужного песка были прорисован яркий ночной город, также девочка изобразила себя, гуляющей по ночному городу. Психолог попросила нарисовать еще ее родителей или друзей рядом, в качестве ресурса для преодоления страха. Она нарисовала людей, которые испытывали радость от ночной прогулки. Таким образом, основа проблемы с помощью размышлений и рисунков девочка нашла свой способ решения проблемы.

         Своеобразие детских страхов, а также особенности практического применения арт-терапии в диагностике и коррекции детских страхов, будут полезны коллегам-психологам в качестве обмена опытом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. СПб.: Ювента, 1999.347с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения// Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С.55-61.
  3. Теории личности
  4. Киреева Л.Е., Руденко А.М. Специфика человеческих страхов в современной социокультурной реальности// Научные разработки: евразийский регион. Третья международная научная конференция теоретических и прикладных разработок. 2017. С. 84-89.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми// М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2018. – 160с.
  6. Киреева Л.Е. Страх в контексте психологической безопасности личности в современном обществе //Проблема безопасности человека в современном мире. Сборник материалов по итогам научно-практической всероссийской конференции. С. 97-100.

 

 

 

 



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІ часть)
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІV часть)
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІІ часть)
  • Методы позитивной коррекции детских страхов
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Возрастные особенности детских страхов
  • Формирование детских страхов
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Причины детских страхов.
  • Родителям! Причины детских страхов.
  • О возможности диагностики детских страхов методом изотерапии
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Профилактика детских страхов
  • Психотерапия детских страхов
  • Детских страхов букет
  • Психологическая характеристика детских страхов
  • Аноргазмия. Причины. Устранение. Страх забеременеть. Проецирование маминых страхов
  • Профилактика детских страхов или дети, мамы и собака
  • Вниз по кроличьей норе … Воображение как источник детских страхов.
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Как помочь ребенку освободиться от страхов?
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • Особенности коррекции страхов у детей с РАС
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • 3 причины страхов человека
  • Колыбельная как терапия. Часть 2 Терапия страхов
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь