|
Арт-терапия в диагностике и коррекции детских страховАвтор статьи: Киреева Людмила Евгеньевна
Арт-терапия в настоящее время является одним из значимых и активно развивающихся практических методов положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, основанный на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Метод включает в себя использование метафорических ассоциативных карт, геобордов, музыкального сопровождения, рисования, лепки, ниткографии, терапевтической сказки, песочной терапии. Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития, где важен не результат, а сам процесс деятельности. Например, в процессе рисования задействуется бессознательное ребенка, содержание которого находит выражение в образах и символах на рисунке, не закамуфлированных, как средства вербальной коммуникации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, который для него терапевтичен, благодаря этому в процессе работы повышается концентрация внимания, происходит снижение эмоционального напряжения. Арт-терапия очень эффективна в диагностике и коррекции детских страхов. Страх – аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. В отечественной и зарубежной психологической литературе проблема детских страхов исследовалась с различных подходов. С точки зрения психоанализа главной причиной возникновения страхов является первичная родовая психотравма [1]. В бихевиористических теориях отмечается, что страх является результатом травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом [2]. А.Адлер источником страхов называет переживание собственной неполноценности, которое испытывает ребенок в семье первые пять лет жизни [3]. Философия экзистенциализма определяет страх как важнейшую характеристику человеческого бытия, имеющую непосредственное значение для существования человека [4]. Детские страхи можно разделить на возрастные, которые отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития и невротические. Детерминантами возникновения возрастных страхов являются наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное оберегание его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола; многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола (преимущественно у мальчиков); конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением и постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями [5]. Для лучшего воздействия на страхи необходимо установить контакт с ребенком, основывающийся на доверительном отношении. Далее переходят к беседе, в ходе которой необходимо выявить причины детского страха, затем ребенку можно предложить «поиграть» со своим страхом. Посредством арт-терапии удается устранить страхи, порожденные воображением, затем страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, произошедших давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка. Если травмирующее событие произошло недавно, то необходимо попытаться помочь ребенку изменить отношение к ней [6]. Психологи отмечают, что не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящих в процессе арт-терапии, поскольку метод является довольно эффективным для их устранения, а их фиксация в психике ребенка приводит к деструктивным последствиям. Одним из наиболее распространенных детских страхов является страх темноты. Ребенок владеет разнообразной информацией об окружающем мире, сам в состоянии что-то придумать, вообразить, но провести четкую границу между реальностью и вымыслом ребенку сложно. Рассмотрим алгоритм психологической работы с данным страхом. Девочка, 6 лет, жалобы на страх темноты. В ходе беседы становится известно, что страх появился после развода родителей. Она боится темных помещений, неосвещенных улиц, оставаться одна без света, засыпает только в полумраке. На подготовительном этапе психолог пытается показать ребенку, что страх темноты является естественным состоянием. Для этого рассказывает о том, как жили наши предки, что для них это был полезный страх, который помогал быть начеку перед различными опасными животными, которые обитали рядом с человеком, сейчас опасных животных среди нас в городе не живет. Затем помогает, осознать, что мы видим и слышим в темноте, является плодом нашей фантазии. Предлагает ребенку пофантазировать и проанализировать эти фантазии, как эти пугающие образы можно перевести в другие смешные, помогающие или просящие помощи у ребенка. Таким образом, девочка согласилась нарисовать свой страх и представила его в виде просто черной акварельной заливки на бумаге. Далее с помощью радужного песка были прорисован яркий ночной город, также девочка изобразила себя, гуляющей по ночному городу. Психолог попросила нарисовать еще ее родителей или друзей рядом, в качестве ресурса для преодоления страха. Она нарисовала людей, которые испытывали радость от ночной прогулки. Таким образом, основа проблемы с помощью размышлений и рисунков девочка нашла свой способ решения проблемы. Своеобразие детских страхов, а также особенности практического применения арт-терапии в диагностике и коррекции детских страхов, будут полезны коллегам-психологам в качестве обмена опытом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|