|
Детских страхов букетАвтор статьи: Стёпин Виктор Валерьевич
Дорогие мои читатели, сегодня я хотел бы поделиться с вами своим взглядом на тему ДЕТСКИХ СТРАХОВ, с которой, так или иначе сталкивается любой родитель, и предложить свою схему работы с данной проблемой. Завести разговор именно об этой теме меня подтолкнуло большое количество обеспокоенных мам и пап, часто обращающихся ко мне за помощью.
Многих родителей, и тех, кто имеет дело с детьми, интересует вопрос: ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ СТРАХИ И В ЧЁМ ИХ ПРИЧИНА? По мнению большинства психологов, страх – это попытка подсознания не дать нам встретиться (вступить в контакт) с тем, что может причинить физическую или душевную боль. И если страх появился, значит психика ребенка пытается оградить его от некоего предмета, события, человека и т.п., которые по какой-либо причине были причислены подсознанием ребенка к категории опасных. Итак, если вы заметили, что ребёнок стал чего-то бояться, действовать нужно по схеме, которая включает в себя три шага: 1) ПОЙМИТЕ, ЧЕГО ИМЕННО СТРАШИТСЯ РЕБЁНОК;
2) ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ВИДИТЕ ДАННУЮ СИТУАЦИЮ;
3) ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ВОСПРИНЯТЬ СТРАХ НЕ КАК ТУПИК, А КАК ЗАДАЧУ, ИМЕЮЩУЮ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ.
Давайте более подробно рассмотрим эти шаги.
1 ШАГ: Для того чтобы лучше понять своего ребенка и помочь ему избавиться от страхов сначала необходимо разобраться в том, что НА САМОМ ДЕЛЕ его пугает. Для этого аккуратно поинтересуйтесь, о том, что, по его мнению, может произойти, если реализуется пугающий его страх? Вот к чему сводился смысл ответов моих маленьких пациентов после таких расспросов:
Выслушав своего ребёнка вы, скорее всего, столкнётесь с тем, что его страх связан с его мировоззрением, то есть с тем, что ПРИОБРЕТЕНО ИМ В ПРОЦЕССЕ НАКОПЛЕНИЯ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА. Причём он все это не только приобрел и накопил, но и ещё как-то уложил и связал между собой. Вот так и сложилось мировоззрение, актуальное для него в данный момент. И именно в этом мировоззрении и лежат причины его страхов, так как оно не сформировано полностью и имеет множество искажений или из-за незнания чего-то, или из-за ошибок в логических связках его умозаключений. На несформированное мировоззрение ребенка часто накладываются различные внешние посылы и ситуации, которые могут привести к возникновению страхов. Давайте рассмотрим некоторые из таких ситуаций. Так, часто приходится сталкиваться со страхами, «подаренными» ребенку кем-то из близких: - возможно, мальчик и не боялся бы бандитов, но их ОЧЕНЬ боится его мама и систематически напоминает ему о наличии бандитов во всех слоях общества; - кто-то из родных говорит ребёнку о том, что если он не будет слушаться, то придёт Бабай-ка (домовой, леший, чужой дядя)» и заберёт его.
Вот ещё довольно большая группа страхов, которую можно условно назвать – «ФАНТАЗИИ РЕБЁНКА» - став свидетелем какой-либо ситуации, ребёнок сам себе пытается объяснить произошедшее, в итоге «рождая» некий новый маленький мир. Вот примеры конкретных ситуаций из практики: - у мальчика умер дедушка, а мальчику из-за его возраста сказали, что дедушка уснул и его закопали на кладбище. Пытаясь как-то переработать данную информацию, мальчик создал в своём воображении страну под названием «КЛАДБИЩЕ», где люди живут под землёй, спят там, ходят в гости к кому захотят и т.д. Полное описание этого мира может сравниться с книгами Стивена Кинга и навести ужас не только на ребёнка, а и на большинство взрослых; - мальчик давно просил у родителей маленькую сестрёнку. Когда мальчику исполнилось 5 лет, у них в семье появилась маленькая Анечка. Как-то семья с пятилетним мальчиком и полугодовалой Анечкой поехали к бабушке на дачу. В один прекрасный день родители решили съездить в город, а бабушка и дети остались на даче. Мальчик пообедал и пошёл спать. Проснувшись, вышел на веранду и сел перекусить. Через некоторое время вошла уставшая бабушка и мальчик спросил ее, от чего она устала. На что получил такой ответ: - Сажала в землю «Анютины глазки». - Зачем ты с ней так?! – закричал в истерике мальчик. Его долго успокаивали, два дня он не спал, его мучили ночные страхи. Потом было продолжительное лечение в психоневрологическом санатории и долгая работа с психологом. Мальчик не знал, что «Анютины глазки»- это название цветов, но точно знал, что у него есть сестрёнка Аня, которую он очень любит. Достаточно известны так называемые «НОЧНЫЕ ДЕТСКИЕ СТРАХИ». Они могут появиться у детей, которые перед сном продолжительное время смотрят телевизор или играют в компьютерные игры типа «бродилки», «стрелялки», «гонки». Другой причиной ночных страхов бывают угрозы родителей (при плохом поведении детей): «Будешь так себя вести – пойдёшь спать прямо сейчас», «Не будешь обедать - спать отправишься на час раньше», «Я не хочу с тобой разговаривать – отправляйся спать» и т.п. В таких ситуациях у детей часто происходит в голове связка «кровать» - «наказание». 2 ШАГ: Следует честно объяснить ребёнку ВАШУ точку зрения (видение ситуации), по поводу того, что он рассказал в связи со своим страхом. Ниже приведены варианты правильных реакции взрослых на рассказ ребенка: ü я согласен с тобой в том, что когда машина сбивает человека, то это может привести к травме, а иногда и к смерти этого человека; ü моя милая дочка, если тебя украдут, то я буду не только плакать, но и искать тебя вместе с папой, бабушкой, соседями и полицией. МЫ НЕ БРОСИМ ТЕБЯ В БЕДЕ; ü дорогая моя, порезаться, конечно, можно по-разному, но все-таки сильные порезы, от которых может вытечь ВСЯ кровь, случаются не часто. Тем более что, ты редко бываешь одна и всегда рядом есть тот, кто сможет тебе помочь. Так что с тобой такое вряд ли случится. ü и т.д. 3 ШАГ: Сейчас вам вместе с ребенком нужно найти несколько путей, используя которые он сможет либо избежать встречи с объектом своего страха, либо будет иметь четкий план действий, если объект страха окажется рядом с ним. Вернемся к ранее рассмотренным примерам и довершим нашу схему общения с ребенком, используя ТРЕТИЙ шаг, суть которого в помощи ребенку воспринять страх не как тупик, а как задачу, имеющую несколько вариантов решения. Итак, вернемся к нашим примерам:
Схема ответа взрослого может быть такой – «Я согласен с тобой в том, что когда машина сбивает человека, то это может привести к смерти этого человека. Но для того, чтобы это произошло, нужно, чтобы машина и человек столкнулись. Но ведь люди ходят по тротуарам, а машины ездят по дорогам. У каждого есть свое отведенное место. А если человеку нужно перейти дорогу, тогда он пользуется подземными или пешеходными переходами по правилам дорожного движения. Давай с тобой еще раз повторим эти правила… Но даже если допустить, что столкновение может произойти, человеку обязательно помогут окружающие люди, приедет «Скорая помощь» и человек будет спасен. Он в любом случае не умрет» Умозаключение ребенка – «МЕНЯ МОГУТ УКРАСТЬ». Схема ответа взрослого может быть такой - «Моя милая дочка, если тебя украдут, то я буду не только плакать, но и искать тебя вместе с папой, бабушкой, соседями и полицией. МЫ НЕ БРОСИМ ТЕБЯ В БЕДЕ. Но давай подумаем, как не допустить того, чтобы тебя украли. Да, есть люди, которые способны причинять боль. Но ты с ними можешь никогда не встретиться, если будешь выполнять определенные правила. Давай повторим (выучим) их - не подходи к чужим людям (машинам); ничего от них не бери и никуда с ними не ходи; не открывай им дверь в квартиру и т.д.; Ну а если это уже случилось, тогда зови на помощь окружающих, громко кричи: «Помогите! Я его не знаю! Он чужой! и т.д.; дерись без правил и ограничений, кусайся. Если кто-то ломится в дверь - звони 02, 01, 911….»
Ну, вот мы с вами и разобрали три шага на пути помощи ребенку в избавлении от его страхов. В завершение Я ХОТЕЛ БЫ НАПОМНИТЬ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: ЛЮБИТЕ и УВАЖАЙТЕ ИХ! Ну, а если остались вопросы или страх не уходит – МИЛОСТИ ПРОСИМ ВАС НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|