Детских страхов букет

Детских страхов букет

       Дорогие мои читатели, сегодня я хотел бы поделиться с вами своим взглядом на тему ДЕТСКИХ СТРАХОВ, с которой, так или иначе сталкивается любой родитель, и предложить свою схему работы с данной проблемой.

     Завести разговор именно об этой теме меня подтолкнуло большое количество обеспокоенных мам и пап, часто обращающихся ко мне за помощью.

 

       Многих родителей, и тех, кто имеет дело с детьми, интересует вопрос:

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ СТРАХИ И В ЧЁМ ИХ ПРИЧИНА?

По мнению большинства психологов, страх – это попытка подсознания не дать нам встретиться (вступить в контакт) с тем, что может причинить физическую или душевную боль. И если страх появился, значит психика ребенка пытается оградить его от некоего предмета, события, человека и т.п., которые по какой-либо причине были причислены подсознанием ребенка к категории опасных.

Итак, если вы заметили, что ребёнок стал чего-то бояться, действовать нужно по схеме, которая включает в себя три шага:

1)      ПОЙМИТЕ, ЧЕГО ИМЕННО СТРАШИТСЯ РЕБЁНОК;

 

2)      ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ВИДИТЕ ДАННУЮ СИТУАЦИЮ;

 

3)      ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ВОСПРИНЯТЬ СТРАХ НЕ КАК ТУПИК, А КАК ЗАДАЧУ, ИМЕЮЩУЮ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ.

 

Давайте более подробно рассмотрим эти шаги.

 

1 ШАГ: Для того чтобы лучше понять своего ребенка и помочь ему избавиться от страхов сначала необходимо разобраться в том, что НА САМОМ ДЕЛЕ его пугает. Для этого аккуратно поинтересуйтесь, о том, что, по его мнению, может произойти, если реализуется пугающий его страх?

Вот к чему сводился смысл ответов моих маленьких пациентов после таких расспросов:

 

  • если меня собьёт машина, то я останусь инвалидом или умру (11 лет);
  • если меня украдут – мама будет плакать (5 лет);
  • если меня похитят, мне будет одиноко, и я не смогу играть в свои игрушки (6 лет);
  • если что-то случится, и я увижу свою кровь,– я потею сознание, буду плохо выглядеть (девочка 9 лет);
  • если я потеряю сознание, то могу упасть и удариться головой, получить сотрясение мозга; потеряю контроль над своим телом, а я парень и для меня это недопустимо (15 лет);
  • при порезе я потеряю ВСЮ кровь, и это приведёт к смерти (девочка 12 лет);
  • если меня укусит собака, то мне будет страшно больно, и я умру (7 лет); и т.д. и т.п.

 

    Выслушав своего ребёнка вы, скорее всего, столкнётесь с тем, что его страх связан с его мировоззрением, то есть с тем, что ПРИОБРЕТЕНО ИМ В ПРОЦЕССЕ НАКОПЛЕНИЯ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА. Причём он все это не только приобрел и накопил, но и ещё как-то уложил и связал между собой. Вот так и сложилось мировоззрение, актуальное для него в данный момент. И именно в этом мировоззрении и лежат причины его страхов, так как оно не сформировано полностью и имеет множество искажений или из-за незнания чего-то, или из-за ошибок в логических связках его умозаключений.

    На несформированное мировоззрение ребенка часто накладываются различные внешние посылы и ситуации, которые могут привести к возникновению страхов.

   Давайте рассмотрим некоторые из таких ситуаций.

   Так, часто приходится сталкиваться со страхами, «подаренными» ребенку

кем-то из близких:

- возможно, мальчик и не боялся бы бандитов, но их ОЧЕНЬ боится его мама и систематически напоминает ему о наличии бандитов во всех слоях общества;

- кто-то из родных говорит ребёнку о том, что если он не будет слушаться, то придёт Бабай-ка (домовой, леший, чужой дядя)» и заберёт его.

 

      Вот ещё довольно большая группа страхов, которую можно условно назвать – «ФАНТАЗИИ РЕБЁНКА» - став свидетелем какой-либо ситуации, ребёнок сам себе пытается объяснить произошедшее, в итоге «рождая» некий новый маленький мир. Вот примеры конкретных ситуаций из практики:

- у мальчика умер дедушка, а мальчику из-за его возраста сказали, что дедушка уснул и его закопали на кладбище. Пытаясь как-то переработать данную информацию, мальчик создал в своём воображении страну под названием «КЛАДБИЩЕ», где люди живут под землёй, спят там, ходят в гости к кому захотят и т.д. Полное описание этого мира может сравниться с книгами Стивена Кинга и навести ужас не только на ребёнка, а и на большинство взрослых;

- мальчик давно просил у родителей маленькую сестрёнку. Когда мальчику исполнилось 5 лет, у них в семье появилась маленькая Анечка. Как-то семья с пятилетним мальчиком и полугодовалой Анечкой поехали к бабушке на дачу. В один прекрасный день родители решили съездить в город, а бабушка и дети остались на даче. Мальчик пообедал и пошёл спать. Проснувшись, вышел на веранду и сел перекусить. Через некоторое время вошла уставшая бабушка и мальчик спросил ее, от чего она устала. На что получил такой ответ:

- Сажала в землю «Анютины глазки».

- Зачем ты с ней так?! – закричал в истерике мальчик.

Его долго успокаивали, два дня он не спал, его мучили ночные страхи. Потом было продолжительное лечение в психоневрологическом санатории и долгая работа с психологом. Мальчик не знал, что «Анютины глазки»- это название цветов, но точно знал, что у него есть сестрёнка Аня, которую он очень любит.

            Достаточно известны так называемые «НОЧНЫЕ ДЕТСКИЕ СТРАХИ». Они могут появиться у детей, которые перед сном продолжительное время смотрят телевизор или играют в компьютерные игры типа «бродилки», «стрелялки», «гонки». Другой причиной ночных страхов бывают угрозы родителей (при плохом поведении детей): «Будешь так себя вести – пойдёшь спать прямо сейчас», «Не будешь обедать - спать отправишься на час раньше», «Я не хочу с тобой разговаривать – отправляйся спать» и т.п. В таких ситуациях у детей часто происходит в голове связка «кровать» - «наказание».

2 ШАГ: Следует честно объяснить ребёнку ВАШУ точку зрения (видение ситуации), по поводу того, что он рассказал в связи со своим страхом.

Ниже приведены варианты правильных реакции взрослых на рассказ ребенка:

ü  я согласен с тобой в том, что когда машина сбивает человека, то это может привести к травме, а иногда и к смерти этого человека;

ü  моя милая дочка, если тебя украдут, то я буду не только плакать, но и искать тебя вместе с папой, бабушкой, соседями и полицией. МЫ НЕ БРОСИМ ТЕБЯ В БЕДЕ;

ü  дорогая моя, порезаться, конечно, можно по-разному, но все-таки сильные порезы, от которых может вытечь ВСЯ кровь, случаются не часто. Тем более что, ты редко бываешь одна и всегда рядом есть тот, кто сможет тебе помочь. Так что с тобой такое вряд ли случится.

ü  и т.д.

3 ШАГ: Сейчас вам вместе с ребенком нужно найти несколько путей, используя которые он сможет либо избежать встречи с объектом своего страха, либо будет иметь четкий план действий, если объект страха окажется рядом с ним.

Вернемся к ранее рассмотренным примерам и довершим нашу схему общения с ребенком, используя ТРЕТИЙ шаг, суть которого в помощи ребенку воспринять страх не как тупик, а как задачу, имеющую несколько вариантов решения.

Итак, вернемся к нашим примерам:

  • Умозаключение ребенка – «ЕСЛИ МЕНЯ СОБЬЕТ МАШИНА, ТО Я УМРУ».

Схема ответа взрослого может быть такой – «Я согласен с тобой в том, что когда машина сбивает человека, то это может привести к смерти этого человека. Но для того, чтобы это произошло, нужно, чтобы машина и человек столкнулись. Но ведь люди ходят по тротуарам, а машины ездят по дорогам. У каждого есть свое отведенное место. А если человеку нужно перейти дорогу, тогда он пользуется подземными или пешеходными переходами по правилам дорожного движения. Давай с тобой еще раз повторим эти правила…

Но даже если допустить, что столкновение может произойти, человеку обязательно помогут окружающие люди, приедет «Скорая помощь» и человек будет спасен. Он в любом случае не умрет»

Умозаключение ребенка – «МЕНЯ МОГУТ УКРАСТЬ». Схема ответа взрослого может быть такой - «Моя милая дочка, если тебя украдут, то я буду не только плакать, но и искать тебя вместе с папой, бабушкой, соседями и полицией. МЫ НЕ БРОСИМ ТЕБЯ В БЕДЕ. Но давай подумаем, как не допустить того, чтобы тебя украли. Да, есть люди, которые способны причинять боль. Но ты с ними можешь никогда не встретиться, если будешь выполнять определенные правила. Давай повторим (выучим) их - не подходи к чужим людям (машинам); ничего от них не бери и никуда с ними не ходи; не открывай им дверь в квартиру и т.д.; Ну а если это уже случилось, тогда зови на помощь окружающих, громко кричи: «Помогите! Я его не знаю! Он чужой! и т.д.; дерись без правил и ограничений, кусайся. Если кто-то ломится в дверь - звони 02, 01, 911….»

  • Умозаключение ребенка – «При порезе я потеряю ВСЮ кровь». Схема ответа взрослого может быть примерно такой - «Дорогая моя, порезаться, конечно, можно по-разному, но все-таки сильные порезы, от которых может вытечь ВСЯ кровь, случаются не часто. А если с опасными острыми предметами обращаться аккуратно, соблюдая правила безопасности, тогда и вовсе такое не сможет произойти. Давай с тобой перечислим опасные предметы и еще раз проговорим, как с ними нужно обращаться… Но даже если ты все-таки порежешься, что крайне маловероятно, в этом тоже нет ничего страшного, так как нужно будет просто оказать себе первую медицинскую помощь и остановить кровь. Это делается так - …… Но даже, если ты растеряешься, и не сможешь справиться сама, тебе сразу же помогут окружающие тебя люди. Так что тебе нечего бояться».

   Ну, вот мы с вами и разобрали три шага на пути помощи ребенку в избавлении от его страхов.

В завершение Я ХОТЕЛ БЫ НАПОМНИТЬ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

ЛЮБИТЕ и УВАЖАЙТЕ ИХ!

Ну, а если остались вопросы или страх не уходит – МИЛОСТИ ПРОСИМ ВАС НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что будет, если я впущу тебя в свое сердце?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если ты меня нет, то и я тебя тоже.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если у меня нет тебя, то и меня тоже нет...
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Если с тобой Бог, какая разница, кто против тебя?(о навязчивых страхах)
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • «Если будешь себя хорошо вести, то и наказывать тебя не придётся».
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь