|
Причины контрзависимости.Автор статьи: Назарова Ксения Олеговна
В своей прошлой статье я начала обсуждение темы контрзависимости, как обратной стороны созависимости. В ней я описывала человека с контрзависимыми чертами и приводила основные отличия созависимой и контрзависимой личности: https://www.psyoffice.ru/article/60144/ . В этой статье, как и планировала, я напишу о причинах развития контрзависимости. Описывая причины развития контрзависимости стоит вспомнить Эволюционный подход в основе развития созависимости, о нем шла речь в одной из моих прошлых статей: https://www.psyoffice.ru/article/56720/ . Причины контрзависимости уходят корнями в неспособность человека завершить процесс привязанности и отделения, который происходит в норме до трех лет.
Когда процессы привязанности и отделения не завершаются своевременно, они продолжают влиять на дальнейшее развитие человека. Так эти незавершенные процессы переходят из детства в подростковый возраст, юность и затем уже во взрослую жизнь. Все это время человек пытается завершить эти процессы. В результате их незавершения развиваются зависимости, возникают проблемы с интимностью и близостью, развитие конфликтов и отношений, не приносящих удовлетворения. Остановлюсь подробнее на описании важности процессов привязанности и отделения. До трех лет ребенку важно завершить эти два процесса. Привязанность к маме, папе и другим людям развивается с рождения и именно она позволяет ощущать ребенку первичное доверие и безопасность.
Для ее формирования необходимы частый физический контакт, ласка и поддержка, ласковый и ободряющий голос. С их помощью ребенок понимает и в дальнейшем знает, что его любят именно таким, что он желанный и любимый для своих родных. Именно наличие привязанности позволяет ребенку в дальнейшем начать постепенно отделяться от родителей без риска и опасения. Связь с родителями, их наблюдение и поддержка, позволяют ребенку отделяться и становиться независимым. В идеале ребенок отделяется от родителей эмоционально и становится независимым к возрасту три года.
Процесс отделения и приобретение ребенком индивидуальности позволяет ему чувствовать себя уверенным в себе отдельно от родителей и опираться на собственные ресурсы при принятии решений. Этот процесс носит название психологическое рождение. При прохождении процесса психологического рождения у ребенка развивается осознание собственного «Я», он может брать ответственность за свои поступки, сотрудничать с другими людьми, справляться с разочарованием, выражать свои чувства. Но, если процесс нарушается, развиваются черты контрзависимости или созависимости.
Что же может нарушать этот процесс?
Эмоциональное воздействие- лишение любви, грубость, недостаток уважения ребенка и его нужд, недостаток понимания ребенка, чрезмерный контроль над ребенком. Также оказывает влияние и внешнее воздействие - наличие грубого отношения к другим людям на глазах у ребенка, депрессия матери, развод родителей, наличие зависимостей у близких людей (их можно отнести к скрытым детским травмам). Физическое воздействие – физическое наказание (шлепки, тумаки, битье ремнем, другие удары рукой или каким-либо предметом, после которых остаются следы (синяки и др.). Сексуальное воздействие Травмы, связанные с насилием способствуют развитию контрзависимого поведения.
физическое - отсутствие отношений и их недостаток. Отчуждение и пренебрежение способствует развитию созависимого поведения. В результате влияния этих факторов ребенок привыкает к изоляции и безучастности, что в будущем влияет на способность человека к развитию близких отношений. Насилие со стороны людей, которым ребенок доверял, приводит к тому, что в будущем он будет бояться, что другие люди так же будут плохо с ним обращаться. Это не позволяет ему сближаться с другими людьми. Он строит «стены», защищаясь с их помощью от переживаний, вызванных детской травмой. Человек может даже не помнить самой травмы, но она будет вновь и вновь появляться в его отношениях с другими людьми.
Если ребенок получил одновременна два вида травм, то став взрослым, у него разовьются как контрзависимые, так и созависимые черты, которые будут развиваться в определенных условиях. Возможно ли избавиться от контрзависимой модели поведения, а вместе с ней от проблем, связанных с близостью? Возможно, но этот путь не быстрый и требующий определенных усилий. В моих следующих статьях я продолжу писать о контрзависимости и опишу различные упражнения для самостоятельного выполнения. Важно найти связь своих настоящих взрослых проблем и обращением в детстве. Проработать детские травмы и травмы, связанные с развитием. Это Вы сможете сделать в процессе психотерапии. Если у Вас отмечаются контрзависимые или зависимые черты, которые мешают Вам строить здоровые отношения, вы можете найти для себя психотерапевта уже сейчас.
С этой статьей рекомендую к прочтению статью: Детская психологическая травма https://www.psyoffice.ru/article/59589/ , а также подписаться к новым статьям: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|