Приемный ребенок. Шаг навстречу

Автор статьи: Елена Мишнева

Большинство людей сочувствуют детям, которые растут в детских домах и интернатах. Испытывают спектр различных чувств: от ощущения несправедливости, несовершенства мира, возмущения безрассудством их родителей до злости и желания как-то исправить ситуацию, помочь, сделать хотя бы одного ребенка чуточку счастливей.  Если вы подумываете о том, чтобы стать приемным родителем или уже являетесь им, эта статья для вас. Это попытка помочь вам понять своего будущего или настоящего ребенка, понять его внутреннее состояние, самоощущение и подсказать направление, в котором стоит сделать первый шаг.

Приемный ребенок Шаг навстречу

Дети, разлученные с родителями, «вырванные» из привычной среды, находятся в состоянии сильнейшего стресса. Они теряют ощущение безопасности и определенности, переживают боль утраты из-за разрыва эмоциональных связей с близкими.

Эмоциональная связь – привязанность – важнейшая потребность каждого ребенка. Прочная привязанность основана на проявлении любви и заботы. Такая эмоциональная связь дает ребенку чувство защищенности, ощущение себя в безопасности. 

Если ребенок чувствует себя защищенным:

  • его интеллектуальное и эмоциональное развитие более гармонично;
  • у него развивается чувство собственной ценности, базовое доверие к миру;
  • снижается риск задержки психического развития;
  • формируются благоприятные взаимоотношения с окружающими;
  • он получает положительный опыт для своего родительского поведения в будущем.

У детей из детского дома часто нормальный процесс формирования привязанностей нарушен. Эти дети знают, что семьи не безопасны, там могут причинить боль. И сам факт разлучения ребенка с его родителями и/или воспитателями порождает злость и недоверие к взрослым (или миру в целом), что мешает появлению желания формировать новые привязанности.

Несмотря на это, у большинства детей сохраняется привязанность к своим родителям, даже когда с ними небрежно или жестоко обращались потому что:

  1. Ребенок вырос в таком окружении, и это все, что он знает или понимает. Отношения в семье приносят ему боль, но являются знакомыми (привычными) для него;
  2. Вместо того, чтобы признать вину родителей, он винит сам себя. Это свойственно детям – думать, что родители – хорошие, а дети – плохие;
  3. Жестокое внимание (физическое, вербальное, сексуальное) может быть единственным видом внимания, которое получал ребенок. Негативное внимание лучше, чем отсутствие внимания совсем;
  4. Даже если родители жестоко или небрежно обращались с ребенком, вероятно были в их жизни и другие эпизоды, когда они жалели ребенка и были с ним ласковы. В такие периоды позитивные чувства и привязанности ребенка укреплялись.

Для приемных родителей это означает, что ребенку, имеющему прочные привязанности к кровным родителям, легче сформировать новые привязанности.  Для этого им не требуется отказываться от старых. А дети, не имеющие привязанностей или имеющие слабые привязанности, новые формируют с трудом.

Быть приемным родителем означает помогать детям преодолевать задержки развитияиформировать новые привязанности.

Сделать это непросто. Многие дети, нуждающиеся в приемной семье или усыновлении, ведут себя вызывающе, с ними трудно установить контакт и доверительные отношения. Им не хватает чувства общего доверия к взрослым, они могут отвергать заботу новых воспитателей, затрудняя взаимодействие даже самым опытным и умелым приемным родителям.

Приемный ребенок  3-х лет и старше может начать вести себя как маленький (проситься на руки к взрослому, просить, чтобы его покачали, покормили, одели). Он это делает неосознанно, восполняя, таким образом, тот этап в отношениях с матерью, который не прожил. Ребенок, имевший опыт физического или сексуального насилия может, наоборот, избегать любого телесного контакта. Дети ведут себя вызывающе, ожидая привычного отношения взрослых. Для того, чтобы сформировались новые, конструктивные способы взаимодействия потребуется достаточно много времени и терпения.

Не только детям трудно формировать привязанность к приемным родителям. Часто и сами родители могут не находить у себя ощущения привязанности к ребенку, по крайней мере, сначала.

Так как же можно  развить чувство привязанности? Что может помочь установлению позитивных эмоциональных связей?

  • Последовательное осознание и удовлетворение потребностей детей;
  • Эмоциональное общение, помощь детям в выражении их чувств;
  • Контакт глаз, улыбка; физический контакт  (объятия, поглаживание), если ребенок реагирует на него положительно;
  • Беседы о впечатлениях, успехах, переживаниях ребенка;
  • Уважительное отношение к его прошлому;
  • Время, проведенное вместе;
  • Поиск того, что можно делать вместе по обоюдному удовольствию;
  • Поддержание режима дня, ритуалов и обычаев;
  • Выработка правил поведения в новой семье; 
  • Последовательность и единство подходов в воспитании обоих родителей;
  • Воспоминания о том, как он попал в приемную семью;
  • Оказание помощи детям в том, чтобы научиться тому, чем и дети и родители смогут гордиться.

Конечно, это всего лишь первый шаг. Шаг навстречу ребенку. Если сформировать прочную эмоциональную связь удалось – значит вы на верном пути, и сделать ребенка хоть чуточку счастливей у вас уже получилось.

 

Удачи Вам! 



Просмотров: 154
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • о том, как родители могут помочь детям
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь