|
Как рассматривает Тень аналитическая психология?Автор статьи: Лана Золотарева
Нередко вы можете услышать в свой адрес вопрос: «А кто вас заставлял делать то-то и то-то?», или же наоборот: «А кто вам мешает сделать то-то и то-то?» И вы, наверняка, хотя бы раз призадумались: «А действительно, кто?» В самом деле, кто заставляет вас принимать из всех возможных решений самое неверное? Кто заставляет вас, напротив, упустить очень удачный для вас шанс?
Также, наверняка вы хотя бы раз в жизни видели, как человек, которого вы знаете вот уже много лет, становится совершенно другим. Его, как будто бы, подменили за какие-то считанные дни, а то и часы. Еще вчера вы с ним попивали вместе водочку, рассказывали друг другу анекдоты, делились рассказами о своих похождениях на любовном фронте – а сегодня человека назначили вашим начальником, и он уже требует, чтобы вы звали его по отчеству и за опоздание или за перегар грозит расстрелом. Безусловно, будет неверным сводить все к некоему единственному фактору, но многое объясняет психологическое понятие Тени. Итак, как понимает Тень аналитическая психология?Понятие это ввел ещё великий швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Однако то, что он свел в понятие «Тень» известно человечеству с незапамятных времен, и на протяжении столетий это отображалось в мифологических и фольклорных историях. Ни одна, пожалуй, история, сложенная в народе, не обходится без какого-нибудь «плохого парня». В большинстве пантеонов Богов найдется кто-то, который портит жизнь и остальным богам, и людям – египетский Сет, персидский Ариман, скандинавский Локи и многие другие. Не говоря уже о христианском Дьяволе. Впрочем, «плохие парни» среди богов, нередко имеют связь с архетипом Трикстера, но, все же, Трикстер и Тень как-то друг с другом взаимосвязаны. Когда человека начинает вести и направлять в действиях Тень, то это, очевидно, как раз те ситуации, которые народ очень четко описал выражением «Бес попутал». Когда человек делает что-то явно дурное или несуразное, последствия чего расхлебывает - и, порой, очень долго. Тень, как ее рассматривает аналитическая психология – это те стороны человеческой психики, которые он в себе не осознает. И обычно это то, чего он не просто не осознает, но ещё и упорно не признаёт, боится, отрицает. То, проявления чего в себе он упорно стремится избежать. Согласно Юнгу, человеческая личность (Эго или Персона) – это всего лишь небольшая часть всей его психики. Прочую часть психики человек в себе не сознаёт. И Тень как раз и относится к несознаваемым сторонам психики (бессознательному). Юнг периодически заявлял, что «Тень – это (просто) бессознательное». Однако, здесь стоит сделать поправку на то, что это действительно так для человека, находящегося лишь на ранних этапах Индивидуации. В самом деле, всё бессознательное для него как Тень. Однако, продвижение вглубь в себя ведет к конкретизации и кристаллизации Тени в более определенную фигуру (равно как и других фигур бессознательного). Тень конкретного человека, как ее видит аналитическая психология – это тот «он», о котором он сам не знает, потому не понимает и боится. Соответствующая энергия блокируется, и потому принимает разрушительный характер. Поэтому, Тень и ассоциируется, в первую очередь, с чем-то деструктивным. Игнорируемая часть психики препятствует Эго в реализации его проектов и начинаний. Но бывает, что она и вовсе замещает его личность. Тогда действительно человека как подменили, и он становится чем-то даже противоположным себе прежнему. Возможным примером может стать превращение того, кто был хиппи в 20 лет в сорокалетнего консервативного предпринимателя. Не зная истинных причин своих провалов и проблем, коренящихся в Тени, человек проецирует свои проблемы на окружающих, в большей или меньшей степени конкретных, виня их во всех своих бедах. Таким образом, Тень человека дает о себе знать через проекцию ее на других людей. Аналитическая психология в этом контексте вводит специальные термин: «Теневая Проекция». Ища козлов отпущения, человек способен придавать им различную масштабность, пропорциональную его Чувству Собственной Важности. Если оно велико, то Тенью может стать какой-нибудь орден черных магов, масонская ложа, инопланетные пришельцы, люди-рептилии, спецслужбы. Особо разыгравшееся воображение в подобном случае может обеспечить прямой путь в соответствующее лечебное заведение при диагнозе «паранойя». Осознать Тень не очень сложно. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите, кто вас раздражает и что именно в ком-то вас раздражает. Это и есть ваша Тень, хотя она, в общем-то, не сводится только к этому. То в других, что вызывает негативную реакцию у вас – это присутствует в самих вас. Некоторые с этим не согласятся: «Ну как же? Меня раздражает в дяде Васе его жадность – а я весь такой щедрый. Как во мне может быть жадность?». Поэтому, здесь следует несколько уточнить этот момент. То, что вызывает ваше неприятие, присутствует в вас потенциально. Скажем, если вас раздражает поведение начальника по отношению к вам, то ещё неизвестно, как бы вы себя вели в роли начальника. Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что Тень, как ее описывает аналитическая психология – это то бревно в вашем глазу, которое вы не замечаете, но которое отражается тем сучком, которые вы видите в чужом глазу. Можно ещё много говорить о Тени, и, думаю, это не последний разговор. Впервые эта статья была опубликована тут - http://psyhology-online.ru/psikhologiya/160-kak-rassmatrivaet-ten-analiticheskaya-psikhologiya Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|