|
Тень. Зеркало. Ширма. Что это такое, на самом деле?Автор статьи: Бикметов Марат Мидихатович
Тень. Зеркало. Ширма. Как пишет К.Г. Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Отрицая ее существование, он производит на людей неблагоприятное (или негативное) впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном (скрытом) недовольстве и борьбе за жизнь. Кто же хочет такой перспективы? Убежден, что никто. Давайте проясним тогда этот вопрос. На вопрос «что такое тень?» - можно ответить с разных уровней знания. В словаре С.И. Ожегова дано девять смыслов этого слова. Вот одно из них: "Темное отражение на чем-нибудь от предмета, освещенного с противоположной стороны". И теперь боле понятно становится то, что К.Г. Юнг в работе "Архетип и коллективное бессознательное" говорит о тени: "Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе…" В концепции К.Г. Юнга "Тень" - архетип бессознательного, в котором аккумулированы все вытесненные человеком чувства, импульсы, мысли, идеи. Т.е. тень - это то, что мы прячем от себя, но бросаем это отражением на других и видим, как проявления, которые нам не нравятся – как так называемую темную сторону (вспоминаем определение тени по Ожегову). В других течениях, учениях по-разному называют это проявление. Наиболее известное нам и самое популярное – Зеркало. В психотерапии известен термин «Ширма». Как это проявляется? Например, часто мы (или, точнее, наше сознание) отвергаем всякую критику в свой адрес и во всех несчастьях ищем виновника "на стороне", а не в собственной душе. Или - типичная реакция большинства людей - желание изменить человека, которого видишь. Сделать его другим. Примерно то же самое мы хотим сделать с нашим отображением в зеркале, если оно нам не нравится. Понаблюдайте за человеком из вашего окружения, который критикует других. Если он критикует их за неуважительное поведение — проследите внимательно за ним самим. Вы, конечно, обнаружите, что и у него недостает уважения к другим. Он может перебить говорящего, дать советы кому-то, кто его об этом не просит, он может «подрезать» в дороге другого водителя. Иначе говоря, он по-своему ведет себя неуважительно — не обязательно именно так, как критикуемые им люди, но явно - с недостаточным уважением. И когда Вы спросите у этого человека: «Чувствуешь ли ты, что иногда недостаточно уважительно относишься к другим людям?», он, как правило, ответит: «Никогда! Мне так неприятно, когда я вижу неуважение, и я к этому очень внимателен. Я лично ко всем отношусь с уважением». Вы можете возразить: «Только что я наблюдал, как с тобой разговаривал Алексей, и ты несколько раз его прерывал. Не считаешь ли ты такое свое поведение неуважительным?» Убежден, что он оценит свое поведение иначе. Он, вероятно, скажет: «Нет, я не вижу здесь неуважения. Я только хотел ему помочь. Я перебил его, потому что боялся забыть, а это было важно для него». Мы все так поступаем. Нам совсем не хочется, чтобы наше поведение выглядело так же, как у тех, кого мы критикуем, чьим поведением мы недовольны, кто вызвал наше негодование. Поэтому, когда речь идет о нас самих, мы совсем по-иному рассматриваем, объясняем и описываем точно такое же поведение. Если Вы из тех, которые терпеть не могут, когда им врут, говорят неправду, всячески уводят в сторону разговор, то, проследив за собой внимательнее, вы заметите, что вам нередко случается и самим — как бы это сказать потактичнее — говорить "не совсем" правду. И если кто-то заметит: «Когда ты говорил Саше о Маше, ты действительно так думал?», вы, вероятно, ответите: «Нет, я так не думал; но если бы я сказал то, что действительно думаю, то это было бы невежливо, это ранило бы моего друга. Я не врал; я щадил его чувства». Каждый из нас найдет тысячу и одно извинение и оправдание своему поведению, лишь бы не признать, что действует точно так же, как и те, кого он критикует или чье поведение вызывает у него негодование. Это означает, что мы боимся своей тени, не давая себе отчета, зачастую, даже в самых нелепых своих поступках. Кстати, еще один из признаков. Это когда человек явно недоволен своей жизнью, но сопротивляется всему, что может ее изменить. Знакомо? Вы предлагаете массу вариантов, как решить его проблему - он говорит «да, как это здорово!» – но так и не уточняет у вас номер телефона специалиста, не приходит, чтобы встретиться с вами, взять книгу, и т.п. Этот человек явно сознательно или бессознательно вытесняет что-то из себя, не признавая этого по-настоящему, подавляя всякое стремление отдать этому должное, не подозревая, что, зачастую, подавление и вытеснение приводит к тому, что тень начинает управлять его жизнью. Мудрые люди давно пришли к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности — от этого часто зависит его психическое, ментальное и физическое здоровье. Можно ли полностью принять все свои тени? Будем откровенны - принять все свои тени - нет. Однако, большую работу можно сделать уже сейчас, интегрировав многие из них, и благодаря этому значительно улучшить качество своей жизни, приблизиться к реализации своей заветной мечты. Вы спросите: «А все-таки, можно ли не принимать тени и полностью их подавить»? Опасность полного подавления любой из Теней в том, что в этом случае она вырастает в бессознательном до огромных, неконтролируемых размеров, и при любом удобном случае прорвется наружу, возобладав над всей личностью, по пословице "В тихом омуте черти водятся". Чем меньше вы принимаете что-либо, тем сильнее это к вам цепляется. Обращали ли вы внимание на поведение ребенка, которого постоянно прогоняют от себя родители? Постепенно он становится все более и более беспокойным, возбужденным, надоедливым. Он требует все больше и больше внимания, потому что быть отвергнутым для него нестерпимо. И здесь то же самое - чем сильнее вы отвергаете какую-то часть себя — будь то на физическом уровне или психологическом, — тем настойчивее эта часть требует вашего внимания, приобретая все большие масштабы и значимость. Эта часть вас ищет признания, она хочет иметь место. И только будучи принятой и одобренной, она больше не будет стремиться занять все место. Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает самые милые сердцу идеалы. Но, это только лишь потому, что они слишком завышены или базируются на иллюзиях. Можно ли минимизировать моральные усилия и сократить время интеграции (принятия) этих теней? Конечно, для этого и разработан алгоритм Интеграции Тени, который прекрасно сделает все, о чем мы говорили выше, за считанные минуты. Для самостоятельной работы рекомендую поразмышлять над следующим - если бы тень была только злом, то это было бы полпроблемы. Но тень не есть то, что целиком скверно. Тень - это нечто неприспособленное, то, что мы не смогли ввести в свой культурный обиход. В состав тени входят и ценные качества, например, детскость, непосредственность, которые могли бы обновить и украсить нашу жизнь. Вы можете еще больше узнать о себе, если используете как Зеркало то, что вас восхищает в других. Когда вы, например, восхищаетесь определенной чертой характера какого-то человека, то это происходит потому, что в действительности вы не верите, что сами обладаете этой способностью: вы не верите, что можете быть такими, как этот человек. Вместе с тем, если вы восхищаетесь чьей-то добротой, организованностью или умением слушать, это признак того, что вы уже обладаете этими качествами. «Как это может быть? Если я действительно организованный человек и люблю организованность, то почему это не проявляется в моей повседневной жизни?» Принять собственное внутренне качество быть организованным вам мешает страх. Точно так же, как он же мешает вам принять свои ошибки и промахи. Правда, странно, что человек не верит в свои хорошие качества? Закономерен вопрос: «Почему Вы решили не быть тем, кем Вам хочется быть?» Как самостоятельно найти ответ? Если вы действительно восхищаетесь чьей-то организованностью, задайте себе следующий вопрос: «Что могло бы случиться со мной неприятное, не очень желаемое, если бы я позволил себе быть организованным?» Если ответа нет, идете дальше и спрашиваете: «Кого я знал в прошлом, кто казался мне очень организованным? Случалось ли с ним что-то неприятное, непонятное из-за его организованности?» или: «Что неприятного может произойти с очень организованными людьми?» Эти вопросы помогут вам вытащить на свет обитающий в вас страх. Вероятно, вы считаете, что организованные люди теряют спонтанность, живость, романтику и вообще, честно говоря, они надменны и хвастаются своей организованностью, в сравнении с другими, и т.п. Если у вас есть это верование, значит, вы и сами боитесь, что потеряете живость и спонтанность, станете надменным, показушным хвастуном, стоит лишь начать раскрывать в себе умение быть организованным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|