|
Как рассматривает Тень аналитическая психология (продолжение_2)Автор статьи: Лана Золотарева
Как уже говорилось, содержаниями Тени (как и личного бессознательного вообще) становится то, что некогда было содержанием сознания. Человек может нечто усваивать в ходе воспитания, или прочих влияниях окружающих, либо доходить до каких-либо позиций и точек зрения сам – источник содержания установок сознания, в общем-то, на данный момент неважен. Но в случае каких-либо кризисов, ситуативных или экзистенциальных, может произойти изменение настроений ума. Однако, прежние установки могут и оставаться – просто перестать быть осознаваемыми. Это можно видеть на эмоциональном восприятии человека вещей, с которыми он был связан ранее – то, что он прежде любил, он начинает ненавидеть, причем ненависть эта столь же интенсивна, сколь интенсивной была любовь. Атеист может стать фанатичным верующим, и наоборот, верующий может стать воинствующим атеистом. Если говорить о мировоззрении, аналитическая психология проливает здесь свет на некоторые нюансы. Об уровне «затененности» можно судить по тому, сколь боится человек информации от противоположного лагеря. Например, человек не просто подвергает жесткой критике книги авторов с враждебной точкой зрения – он их даже не читает. «Не читал, но осуждаю» - такова его позиция. В действительности, он просто боится, что почерпнутая информация вызовет у него сомнения в его сознательных убеждениях и обнажит те белые нитки, которыми таковые сшиты. И этот страх вызван возможной утратой его «Я» - ранее уже было сказано о том, что усиление Тени пропорционально кристаллизации Эго. Чем сильнее человек идентифицирует себя с неким взглядом на мир, неким фиксированным характером связей и отношений с объектами окружающей действительности – тем сильнее в нем так часть, которая на все это смотрит по-иному. Аналитическая психология может интерпретировать многие нюансы человеческого поведения и отношений, как раз, в свете теневых содержаний бессознательного (впрочем, как говорилось, в самом начале, в отношении человека на ранних ступенях индивидуации, последняя фраза звучит как «масло масляное»). Так, предположим, некий мужчина некогда встречался с некоей женщиной, а потом они расстались. Мужчина может считать, что он ее уже давно отпустил и забыл, что у него – своя жизнь, а у неё – своя. И вот, представим себе ситуацию, когда он вдруг встречает её где-нибудь на улице. Если он безо всякой эмоциональной окраски с ней здоровается, останавливается поговорить, если они после этого, допустим, какое-то время сидят в кафе, спокойно рассказывая друг другу о своей жизни, то в таком случае он действительно ее отпустил. Но если при виде её у него возникает некая эмоциональная реакция, особенно если она идет с другим мужчиной, то тут – явное вытеснение. Тень, как ее понимает аналитическая психология, может всяческим образом маскироваться. Если человек в чем-то себе признаться не в состоянии, то это что-то может прорываться наружу, надев маску некоей добродетели, и истинная мотивация, стоящая за этим едва распознаваема. Некий деятель кубанского казачества в своём выступлении в какой-то передаче, излагал свою философию относительно женщин. При этом, он открытым текстом называл непристойным словом абсолютно всех женщин, которые имели сексуальную связь более чем с одним мужчиной. Причем, оскорбительный ярлык этот деятель вешал даже на ту женщину, которая вступила во вполне законный второй брак. Причем, он ссылался на якобы позиции Православной Церкви (хотя, в действительности, они не таковы), и на народные традиции (которых, опять же, таковыми не являются). Аналитическая психология вполне может высказать предположение о том, что стоит за такими речами. Очевидно, столь гипертрофированное морализаторство – явная маска бессознательных содержаний. Скорее всего, от этого человека ушла жена к другому. Причем, возможно, он, не сознавая того, понимает, что в ее потере виноват он сам. Но принять на себя ответственность за это он не может. Поэтому делает виноватой свою бывшую жену, делая преступлением сам факт её ухода, вне зависимости от причин, к этому приведших. Продолжение следует. Впервые эта статья была опубликована тут - http://psyhology-online.ru/psikhologiya/225-kak-rassmatrivaet-ten-analiticheskaya-psikhologiya-prodolzhenie-2 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|