|
Какого пола наша Тень?Автор статьи: Исаков Александр Анатольевич
Какого пола наша Тень?
То, что психика состоит из нескольких частей с центром в сознании, явилось одним из самых ранних наблюдений Юнга, которому он позднее дал теоретическое обоснование. Наша психика - это целая внутренняя вселенная, включающая в себя не одну планету, а целую солнечную систему и даже больше. Говоря о человеке, мы подразумеваем его личность, но фактически имеем дело с множеством субличностей. Можно сказать, что Тень является одной из субличностей или психических бессознательных факторов, неподконтрольных нашему сознанию. Фактически наше Эго (сознание) даже не подозревает, что оно само отбрасывает тень. Согласно К.Г. Юнгу, природа Тени по большей мере происходит из содержимого личного бессознательного. Также как солнечный свет, отраженный от объекта, отбрасывает тень, так и наше сознание нередко в столкновении с неким другим (в данном случае под другим следует понимать человека, в личности которого, по каким-либо причинам, сконцентрированы не принимаемые сознанием воспринимающего психологические характеристики) проецирует за его спиной Тень психическую. К.Г.Юнг писал, что психическая структура, называемая Тень, располагается между нашим Эго (сознанием) и внутренним миром бессознательного. Конкретное содержание и качества, из которых строится Тень, выбираются в процессе развития Эго (сознание). Тень состоит по большей части из вытесненных желаний, наших низменных мотивов, детских фантазий и результатов психологических травм, оставивших свой деструктивный след во внутреннем мире человека. В общем, из всего того, чем не может гордиться и что в себе активно отвергает носитель Тени. Однако, Тень не является лишь суммой психической «черноты», обитающей в нашей психике. Тень включает в себя и те из влечений, способностей и положительных моральных качеств, которые по той или иной причине были забыты личностью или никогда ею не осознавались. Проявляясь во снах и фантазиях человека, архетип Тени обозначает ту область бессознательного, которая, будучи вытеснена, не прекращает жить. Напротив, руководствуясь психологическим принципом компенсации, пользуясь слабостью сознания, так и норовит незримо влиять на порой важнейшие психологические события в жизни человека. А, в силу репрессии со стороны сознания, вполне логично, что влияние со стороны Тени оказывается агрессивным и деструктивным. Однако, темой данной статьи выбрано не столько влияние архетипа Тени на психическую жизнь человека, сколько природа данного архетипа. И, в силу профессиональной деятельности, познавая эту природу, автор статьи задался вопросом: а каков пол личной Тени каждого конкретного человека? К.Г. Юнг писал, что образ Тени, являющийся человеку во снах по половому признаку совпадает с полом сновидца. Казалось бы, данная позиция Юнга вполне закономерна. Действительно, стоя против солнца, достаточно просто оглянуться назад, чтобы увидеть силуэт человека явно того же пола, что и вы. Однако, если подойти к вопросу архетипа Тени не столь прямолинейно, практикующий аналитический психолог (а, порой, и представитель иного психологического направления) в своей работе может обнаружить феномены, способные пошатнуть догматы классической аналитической психологии. Ниже приводится пример направленного архетипического воображения, позволившего персонифицировать (обрести форму психических содержаний) «теневые» бессознательные аспекты структуры личности, отвергаемые сознанием одного из моих клиентов и, по мнению автора статьи, вступающее в явное противоречие с ранее озвученной позицией К. Г. Юнга. «Я нахожусь в полутемной огромной комнате. Комната почти пустая. У одной из стен стоит камин с горящим в нем огнем. В противоположной камину стороне стоит огромный старинный шкаф. Посреди комнаты лежит очень старый потертый ковер. Но из-за него в этой мрачной комнате становится немного уютнее. В комнате расположены, кажется, еще какие-то вещи. Но из-за полумрака их не видно. И кажется, что кроме камина, ковра и шкафа в комнате ничего нет. Я чувствую, что в шкафу кто-то есть. Я очень боюсь, но потихоньку подхожу к шкафу и медленно заглядываю туда. Сначала мне кажется, что внутри никого нет. Только чернота. Но постепенно я начинаю видеть какую-то смутную фигуру, которая замерла в шкафу. Постепенно становится как будто светлее. И я вижу, что это мальчик, вернее, подросток лет 12-13. У него худое лицо, темные волосы и огромные, кажущиеся нереальными, черные глаза. В его лице есть что-то отталкивающее, неприятное и одновременно нечто притягивающее. И чем больше я смотрела на его лицо, тем больше мне казалось, что это не мальчик, а девочка, а потом опять – мальчик. Это меня напугало. …Сначала он (она) никак на меня не реагировал, а только смотрел. Затем я решаю немного отойти от шкафа, присаживаюсь на ковер и оттуда потихоньку начинаю его звать к себе. … Через какое-то время он (она) решается ко мне выйти и медленно выходит из шкафа. И тут я обращаю внимание на его руки. Они постоянно меняют форму, то это совершенно обычные руки, потом они меняются и превращаются в щупальца, а через какое-то время они становятся похожи на клешни. Из-за постоянно движущегося огня в камине мне кажется, что и лицо существа постоянно меняется вместе с его руками. То лицо похоже мужское, взрослое, как будто даже со щетиной, то оно становится женским с признаками макияжа на лице. Мне становится очень страшно… Когда это существо все-таки подошло ко мне и вошло на освещенный светом камина ковер, его руки перестали меняться и стали обычными руками. Он садится рядом со мной, и мне кажется, что у него очень печальный взгляд… Чтобы как-то его подбодрить, я предлагаю ему поиграть…». Сразу оговоримся, что данный пример входит в целую череду архетипических фантазий клиентов автора данной статьи, где образ Тени часто не совпадает с полом фантазирующего человека, а иногда, как и в данном примере, пытается совмещать два пола сразу. Итак, приведенная выше фантазия, в силу того, что это единственная фантазия конкретного человека, казалось бы, никоим образом не позволяет ответить на интересующий нас вопрос, однако, если мы внимательно вглядимся в образы данной фантазии, мы сможем разглядеть поразительное сходство данного символического материала с материалами области, традиционно вызывающей интерес у аналитической психологии. А, именно, алхимии. Алхимия рассматривается аналитической психологией как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности. Алхимическая практика превращений простых металлов в нечто сверх ценное (золото, Философский камень, эликсир вечной жизни) в аналитической психологии рассматривается как метафора психологической трансформации, приводящей к внутреннему развитию человека. В силу глубокого влияния алхимии на аналитическую психологию Юнга, первым этапом психотерапевтической работы с клиентом, по аналогии с алхимией, выступает работа с ранее уже обозначенным архетипом Тени. Недаром, первый этап алхимического Великого Делания назывался Нигредо (от лат.- почернение, чернота). Опустим подробности процессов, происходящих на первом этапе в алхимии и аналитической психотерапии. Они способны лишь увести нас от сути темы данной статьи. Обозначим лишь, что в конце этого этапа работы и средневековые алхимики и аналитические психологи, если, конечно, терпение и удача (Бог) сопутствовали им в их трудах, приходят к схожему в символическом смысле результату. Ассимилируя противоречия психики, аналитики и алхимики достигают первого в целой череде их труда союза противоположностей психического (конъюнкции), по сути, являющейся основой содержания ассимилированной клиентом в ходе аналитической работы Тени (например, хочу, но нельзя, наконец, приходят к ещё ненадежному, но перемирию). В алхимии данный первый союз символически выражается в виде гермафродита. В котором мужской и женский принципы сочетаются в слиянии их характерных свойств. Здесь необходимо важное, на наш взгляд, уточнение. Двуполая природа гермафродита – Тени – возможно, способна спровоцировать читателя назвать ее более привычной – андрогинной. Андрогин – метафорическое существо, именем которого психология обязана определению психологической персонификации, в которой мужское и женское начала удерживаются в сознательном равновесии. Однако, в образе Андрогина, в отличие от гермафродита, мужской и женский принципы сочетаются без слияния их характерных свойств. Алхимический гермафродит является постоянным персонажем алхимических гравюр – основным средством выражения алхимического знания. Так в работе Иоганна Даниэля Милиуса «Реформированная философия» алхимический гермафродит символизирует первое Серебряное Совершенство, которое достигается в конце этапа Нигредо. Внимательный читатель, возможно, будет озадачен вопросом, а причем здесь мужской и женский принципы? Ответ, по нашему мнению, мы можем обнаружить в самой природе Тени. Как ранее уже указывалось, наполненная, прежде всего, содержанием личного бессознательного, наша Тень сформирована под влиянием фигур, присутствующих в жизни каждого человека с самого его рождения – его родителей. Именно родители – источник ранних запретов, ограничений, морального давления и даже искушения своего ребенка. Именно поэтому, вполне логично, что работа по ассимиляции теневых аспектов психического может быть выражена символическим языком алхимии в виде гермафродита – существа еще не совершенного, но в котором ассимилированные мужской и женский принципы (например, родительские установки, деструктивные жизненные сценарии и т.д.) уже не конфликтуют, вследствие чего утрачивают свое влияние над внутренним развитием человека. Чтобы усилить свою позицию касательно двуполой природы архетипа Тени, мы позволим себе привести пример из еще одной области, использующий символический язык архетипических образов, и так же, как и алхимия, обративший на себя внимание аналитической психологии – это символическая система Таро. Итак, многие из аналитических психологов, уделявших внимание символической системе Таро, выделяют Аркан Дьявол как символическую персонификацию Тени. В частности, в своей практике аналитики отмечают, что некоторые люди, начавшие принимать свои тёмные стороны, в своём принятии своей «теневой» части психического могут зайти так далеко, что начинают отождествлять себя с самим Дьяволом.
На предлагаемом варианте Аркана Дьявол из колоды "22 Аркана Каббалистического Таро" Освальда Вирта (представляющей симбиоз традиции классического марсельского Таро и французского герметизма) мы можем увидеть символическую иллюстрацию архетипа Тени, где двуполый Дьявол (двуполость Дьявола символически подчёркнута как изображением первичных половых признаков, так и символами – чаша (женское) и жезл (мужское) в его руках) подчиняет себе (цепи) «низменные» (воспринимаемые как негативные) мужской и женский принципы, таким образом, символически выражая ранее уже озвученную борьбу противоположностей, находящуюся под неусыпным контролем «теневого» аспекта нашего психического. Дьявол в Таро – это взаимодействие света и тьмы (здесь достаточно вспомнить одно из имён Дьявола –Lucifer – от лат.- Несущий свет). И достигающий во время психологической работы определённой зрелости клиент, не ассимилировавший собственную Тень, все же безоружен в борьбе со своими личными демонами. Именно на это указывают узы, сковывающие нас и сдерживающие наше развитие. Эти узы могут проявляться в самом разном виде. Некоторые из них — это невежество, необузданные страсти, мании, материализм, фанатизм, чрезмерное увлечение спиритуализмом, равнодушие, импульсивность, несдержанность, негативное мышление, зависимость от других, ложные идеалы, неуверенность в себе и т.д. И именно поэтому Аркан Дьявол персонифицирует архетип Тени, то есть темную стороны нашей психики. Как и аналитическая психология, а до неё алхимия, традиция Таро предлагает обращающемуся к ней сразиться со своим Дьяволом (Тенью). Традиция Таро утверждает, что преодолев страх и нерешительность, которым должен противостоять человек и которые он должен приручить, и эта внутренняя победа над своими демонами позволит ему развиваться дальше, а далее он сможет обрести свою внутреннюю целостность. Таким образом, опираясь на ранее приведённые примеры, можно уверенно сказать, что при всей разности содержательной части, на уровне символического языка образов, алхимия, Таро, а вслед за ними (через психологическую практику, которая выражается, прежде всего, в направленном активном воображении и снах клиентов) и аналитическая психология в своих попытках понять «не принимаемое» (низкое) в психическом человека приходят к одному и тому же пониманию его (её) природы, а именно к «гермафродитной двуполости» бессознательной психической структуры, получившей в аналитической психологии определение как архетип Тень. Юнг видел в алхимии, прежде всего, своего рода карту процессов обретения психического равновесия (индивидуации) и психического роста человека. Эта карта так же актуальна сегодня, как это было в своё время, когда ещё молодая алхимия открывала своим адептам тайны человеческой природы, маскирующихся в трансмутации металлов и поисках Философского Камня. Возможно, всё ещё предстоящее глубокое переосмысление психологией сохранившегося до наших дней гигантского феноменологического опыта алхимии позволит современным исследователям психики расширить своё представление о природе психического и порой глубоко скрытых законов, определяющих его развитие. И, если этому суждено произойти, то алхимия продолжит свой путь уже через современных последователей древней традиции в нашей новой эре так же, как она делала это и раньше.
Литература
Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002. Гвейн Р. Обретение себя через Таро - Юнгианское руководство по архетипам индивидуации. – М.: Клуб Касталия. 2014. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004. Махов А.Е. Hortus deamonum. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. – М.: Intrada. – 2014. Рафф Д. Юнг и алхимическое воображение. М.: Клуб Касталия. 2013. Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. – М.; Когито-Центр, 2010. Юнг К.Г. AION.-М.; Киев, 1997. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|