|
Несколько слов о нейропсихологииАвтор статьи: Зорина Вера Валерьевна
Некоторые родители могут услышать от школьного учителя, что их ребенку требуется консультация нейропсихолога. Но, так как это слово не на слуху и, скорее всего незнакомо человеку, далекому от психологии, такой совет пугает и заставляет волноваться: «неужели с моим ребенком что-то не так?» Попробуем разобраться, что это за наука — нейропсихология, и зачем ребенку может потребоваться помощь нейропсихолога. Нейропсихология сравнительно молодая наука, все теоретические труды и практические методики были созданы во второй половине 20 века. Началась она с попыток восстановления высших психических функций (например, речи) после черепно-мозговых травм и контузий, полученных во время Великой отечественной войны. В настоящее время нейропсихологи сопровождают пациентов в восстановительном периоде после черепно-мозговых травм, операций на мозге, и зачастую заново учат их читать, писать и говорить. Однако нейропсихологи работают не только в больницах и госпиталях, сегодня они все чаще и чаще нужны именно в школах. Почему так получается? Общее увеличение темпа жизни, переизбыток информации и повышение нагрузок в школе и на дополнительных занятиях, плохая экология сказались на детях. Школьные нагрузки эти отличаются от тех, что были 20-30 лет назад. Тогда читали исключительно печатную продукцию, а не с экранов смартфонов и компьютеров, тогда дети несравнимо больше времени проводили на улице в подвижных играх. И родители сегодня особенно оказываются заняты борьбой за существование, они пытаются и детей подготовить к такой же борьбе, как понимают и как умеют – заставляют ходить на множество дополнительных занятий уже лет с двух, требуют отличной успеваемости в школе. Видят залог жизненного успеха их ребенка в как можно большем количестве навыков и умений, пускай в ущерб здоровью, и психическому, и физическому. Ничего удивительного, что нагрузка на головной мозг часто достигает предела и орган начинает «сбоить». У детей головной мозг находится на стадии созревания, функции еще не «распределены» точно по зонам мозга, в неблагоприятных случаях возможно изменение»программы»: например, левое полушарие играет ведущую роль в формировании речи, но в случае травмы или недоразвития правое полушарие может самостоятельно взять эту функцию на себя. Головной мозг способен приспосабливаться. Однако вышеперечисленные трудности мешают нормальному созреванию и приспосабливанию мозга. В результате дети могут демонстрировать различные трудности в поведении и обучении школьным навыкам (письму, чтению, счету). Нейропсихолог с помощью ряда специальных проб помогает установить причину школьной неуспеваемости. Специалист пишет заключение и дает возможные рекомендации о коррекции, которая может включать как физические упражнения и игры, так и занятия за партой наподобие школьных. Перечислю некоторые проблемы, при наличии которых стоит задуматься о консультации нейропсихолога. Например, ребенок в конце первого класса постоянно совершает ошибки при письме под диктовку. Если посмотреть внимательно его тетрадь, окажется, что он путает буквы — вместо «т» пишет «д», вместо «п» — «б». В этом случае можно предположить, что у него нарушен звуковой анализ слова. Или другой ученик пишет неаккуратно — не соблюдает строчку, выходит за пределы поля, плохо пишет графические диктанты — такие ошибки указывают на трудности восприятия пространства. Бывает, что при письме дети пропускают гласные или согласные буквы в словах, меняют их местами, сливают два слова в одно — с такими, и многими другими трудностями, помогает справиться нейропсихолог. Главная цель работы — дать ребенку почувствовать свои силы, долгожданный успех в школьных делах. Ведь к нейропсихологу попадают дети, имеющие стойкие проблемы в обучении и, как следствие, низкую самооценку, нежелание учиться и страх перед школой. Даже небольшая помощь оказывает благотворное влияние на школьника, у которого наконец-то начинает получаться то, что уже давно умеют его сверстники. Нейропсихолог может помочь детям, стойко не успевающим в школе или успевающим в ущерб здоровью, знающим правила счета и правописания, но постоянно совершающим грубые ошибки, имеющим плохую память и т.д. Так что не стоит бояться обратиться к специалисту, если учитель направляет к нему вашего ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|