|
Зависимость: как все начинается…Автор статьи: Гришина Елена Александровна
Слово «зависимость» прочно вошло в лексикон современного человека. Чаще всего говорят о химической зависимости – алкогольной или наркотической, но в действительности значение этого слова гораздо шире. Психологи под словом «зависимость» имеют в виду любую болезненную привязанность, ограничивающую возможности человека и являющуюся преградой в его развитии и самореализации. Привязанность может быть к чему угодно и кому угодно – не только к химическому веществу, но и к еде, занятию, деятельности, человеку, группе людей. К зависимостям относят и патологическую ревность, и даже социально поощряемые трудоголизм или экстремальный спорт. Вот только некоторые «зависимые» темы из многочисленных обращений по этому поводу посетителей форума psyoffice.ru к профессиональным психологам:
Любая зависимость имеет психологическое происхождение, и предпосылки ее формируются очень рано, в первые годы жизни. В основе зависимости часто лежат неудовлетворенные потребности ребенка в родительской любви и внимании, в борьбе за которые ребенок вырабатывает свои способы контролировать родителей и манипулировать ими. Некоторые из этих способов раздражают или даже выводят родителей из себя, а вот некоторые вполне приятны, поскольку дают родителям почувствовать свою значимость и всемогущество. Ниже приводится список наиболее распространенных детских уловок, частота и интенсивность использования которых может являться признаками формирования зависимого поведения у ребенка. Список позаимствован из книги Б.Б.Грюнвальда и Г.В.Макаби «Консультирование семьи»: - Ребенок требует услуги, например: «Мама, подай мне стакан воды (вилку ручку, мою обувь и т.п.). - Ребенок ждет, когда вы его разбудите. - Ребенок нуждается в напоминании о необходимости позаниматься музыкой, сделать домашнее задание, не опоздать к доктору, вернуться домой к обеду (ужину) и т.д. - Ребенок ожидает, что вы напомните ему о том, чтобы он захватил с собой свой завтрак, учебник, домашнюю работу, варежки и т.д. - Ребенок отказывается делать домашнее задание до тех пор, пока вы не сядете рядом с ним. - Ребенок в любую свободную минуту смотрит телевизор (играет на компьютере). - Ребенок говорит, что ему скучно и что вам следует «как-то его занять» или сказать, что ему делать. - Ребенок отказывается самостоятельно пройти даже очень короткое расстояние. - Ребенок отказывается играть, пока другие не согласятся играть в ту игру, в которую он хочет. - Ребенок плачет, когда проигрывает игру. - Ребенка рвет или проявляются другие симптомы нарушения пищеварения, когда его заставляют съесть то, что ему не хочется. - Ребенок «забывает» позаботиться о своем домашнем питомце. - Ребенок позволяет вам, когда вы идете вместе, нести за него его вещи, которые он вполне мог бы нести сам. - Ребенок требует, чтобы вы пошли в школу и сказали учителю, что дети его дразнят и плохо с ним обращаются. - Ребенок требует, чтобы вы пошли в школу и уладили неприятную ситуацию, которую он сам создал. - Ребенок спрашивает: «Что мне сказать?», когда ему надо рассказать кому-либо о ситуации или проблеме. - Ребенок постоянно требует, чтобы вы сказали ему, что вы его любите. - Ребенок расстраивается, что вы не сказали ему, что он (она) хороший мальчик (хорошая девочка). - Ребенок хочет, чтобы его хвалили за все, что он делает. - Ребенок требует, чтобы вы сказали ему, что надеть, и выбрали ему одежду. - Ребенок требует, чтобы вы провождали его в школу. - Ребенок отказывается работать в школе до тех пор, пока учитель не сядет рядом с ним. - Когда его попросят сделать что-нибудь в первый раз, ребенок говорит: «Я не могу». - Ребенок отказывается идти в кабинет к доктору, пока с ним не пойдут родители. - Ребенок приходит к вам ночью из-за ночных страхов или кошмаров. Если ваш ребенок использует только некоторые из этих уловок и делает это изредка, эпизодически, то особых поводов для беспокойства нет. Попробуйте просто уделять ему больше внимания, но не когда ребенок требует этого одним из выше перечисленных способов, а по собственной инициативе и когда он в спокойном состоянии. Если же такие проявления часты и регулярны, то есть повод задуматься: можно самостоятельно или с помощью консультанта проанализировать то, как вы справляетесь с каждой из этих ситуаций; понять, почему ребенок ведет себя тем или иным способом и с учетом этого изменить что-то в ваших взаимоотношениях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|